СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Раздел 2. 2.1. 2.2. Раздел 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7 Целевой Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы к организации образовательной деятельности (обязательная часть) Принципы к организации образовательной деятельности части, формируемой участниками образовательных отношений Характеристики особенностей развития детей 5-го года жизни Планируемые результаты освоения Программы (обязательная часть) Планируемые результаты освоения Программы части формируемой участниками образовательных отношений Содержательный Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях (обязательная часть) Реализация части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Организационный Обеспеченность методическими материалами Учебный план (план непрерывной образовательной деятельности для детей 5 -го года жизни) Режим пребывания, распорядок дня и планирование образовательной деятельности Организация развивающей предметно-пространственной среды Перспективный план оптимизации развивающей предметнопространственной среды на 2022-2023 учебный год Педагогическая диагностика Взаимодействие с родителями Приложение 1 Таблицы педагогической диагностики 2 3 3 4 4 6 8 9 10 16 19 20 22 27 29 29 30 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Пояснительная записка Нормативно - правовое обеспечение: Программа разработана в соответствии с современными нормативными документами: - Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 год № 08-249 «Комментариями к ФГОС дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (срок действия до 1 января 2027 г.) - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014г. N 08-10 «План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В разработке рабочей программы учтены рекомендации авторов примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство». Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. 1.2. Цели и задачи Программы Цель Программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. 3 Программа ориентирована на решение следующих задач: ‒ охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ‒ обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); ‒ обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; ‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; ‒ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; ‒ формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; ‒ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; ‒ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - реализацию современных технологий (информационно-коммуникационных технологий (электронных образовательных ресурсов: интерактивная доска) позволяющих организовать групповую форму познавательно-игровой деятельности и реализовать коммуникативно-деятельностный подход, создать контекст для ситуации общения и сотрудничества. 1.3.Принципы к организации образовательной деятельности (обязательная часть): полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. 1.4. Принципы к организации образовательной формируемой участниками образовательных отношений: 4 деятельности части, Ориентировка на потенциальные возможности ребенка, на «зону ближайшего развития» Реализация деятельностного подхода как развитие самой деятельности, основных ее компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), что способствует развитию ребенка как субъекта деятельности (деятеля). Принцип универсальности содержания и одновременно вариативности и гибкости, позволяющий корректировать ее реализацию в зависимости от хода образовательного процесса и особенностей развития детей. Принцип интеграции освоения предлагаемого содержания модулей образовательной деятельности, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждого из направлений развития, а с другой – существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей, что и предполагает освоение культурной практикой. Принцип создания проблемных ситуаций в процессе освоения со-держания культурной практики, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанной с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате найденные обучающимися способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления. Принцип продуктивного и игрового взаимодействия детей между собой и со взрослыми (диалогическое общение), благодаря чему формируется социокультурное пространство саморазвития, а также детское сообщество, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, умелым, уверенным в случае необходимости в помощи товарищей и взрослого. Стимулирование и мотивация игрового взаимодействия, предоставляет возможность поиска личностного смысла в игровой деятельности. Открытость игрового взаимодействия, обеспечивает субъектность ребенка, усвоение им социального опыта на основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Принцип учета определенных особенностей психики детей (высокое развитие эмоционально-чувственного восприятия, способность непосредственно запечатлевать, сохранять и использовать в качестве ориентиров как материальные, так и духовные объекты внешнего мира). Целенаправленное формирование аксиологического ядра личности может успешно осуществляться в период дошкольного детства на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации совокупности устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание, представленных в социокультурной среде в виде идеальных форм, образцов, эталонов поведения, отношения, деятельности, доступных для восприятия дошкольников. Принцип учета индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию. Принцип учета основных когнитивных стилей или модальностей обучения. Принцип стимулирования рефлексивной позиции ребенка, означающий создание условий для поиска оптимальных средств и способов взаимодействия, позволяющих ребенку познать и реализовать себя. Принцип учета специфики развития мальчиков и девочек, их позиционирования в культурной практике, а также принципы, необходимость учета которых позволяет достичь планируемых результатов на основе концепции: принцип обогащения (амплификации) детского развития – получение опыта самоопределения и саморегуляции, созидательного от- ношения к миру и себе самому, формирование и развитие желания учиться постоянно и самостоятельно через игру и различные виды деятельности, через поддержку детской инициативы, исследовательской 5 активности, любознательности, поддержку в реализации собственного потенциала в развивающей среде, предоставляющей инструменты и возможности, которыми он может воспользоваться, осуществлять поиск ответов на свои вопросы, возможность высказывать свое мнение, аргументировать собственную позицию и умение слышать и принимать позицию другого; принцип эмоционального благополучия через позитивный эмоциональный фон, способствующий укреплению чувства защищенности, веры в себя и настойчивости в достижении поставленных целей в мотивированной, творческой деятельности; если удовлетворены базовые потребности ребенка в привязанности, внимании и любви, если дети здоровы и хорошо себя чувствуют, они начинают активно интересоваться и исследовать окружающее пространство, положительно воспринимать себя как успешного, творческого человека; принцип предоставления возможностей для проявления детской инициативы в планировании образовательной деятельности, ее поддержки и стимулирования. принцип содействия, сотрудничества – использования и поддержки в воспитании детей партнерских доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, через полноправное участие ребенка в образовательном процессе, приобретение им собственного культурного опыта общения, освоения и осмысления окружающего мира (природного, социального) как исследователя и партнера в самостоятельной и совместной деятельности с другими детьми и взрослыми; взрослый, по отношению к ребенку со-исследователь, соавтор, проводник, поддерживающий и уважающий самостоятельность и осознанность ребенка; принцип привлечения и использования в реализации программы потенциала семьи – родители участники, соавторы программы, осведомлены обо всех ее изменениях, о достижениях детей; они включены в творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в развитии ребенка; принцип особой роли в реализации программы социальной и развивающей предметной пространственной среды. 1.5.Характеристики особенностей развития детей 5-го года жизни Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. 6 Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстникистановятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно 7 переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственныепредставления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. 1.6.Планируемые результаты освоения Программы (обязательная часть) Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры определяют: а) построение образовательной политики с учетом целей Программы; б) решения задач: - ее формирования; - анализа профессиональной деятельности; - взаимодействия с семьями; в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей реализации Программы. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 8 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 1.7. Планируемые результаты освоения Программы части формируемой участниками образовательных отношений ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет воспитанность и уважение по отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, посильно помогает им; ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным памятникам, зданиям; активно детское коллекционирование, создание мини-музеев; ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного народного, музыкального творчества; 9 ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого бытия, проявляет готовность заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; ребенок обладает начальными знаниями о себе, своей семьи; о животном и растительном мире; ребенок знает название своего города, главной площади, места отдыха.1 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях (обязательная часть) Обязательная часть Программы определена в соответствии с комплексным подходом, направлена на обеспечение развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Содержание образования в обязательной части образовательной программы определено с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.). Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социально-коммуникативное развитиенаправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развитие игровой деятельности При построении образовательного процесса образовательное содержание программы педагоги осуществляют в режимных моментах; в совместной деятельности взрослого и ребёнка; в непрерывной непосредственной образовательной деятельности; в планировании самостоятельной деятельности с детьми, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Задачи воспитания и развития детей в игре Возраст Задачи Виды игр - развивать все компоненты детской игры - сюжетно- ролевые игры; Пятый - режиссерские игры; год жизни (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать - игровые импровизации и ролевые отношения, создавать игровую театрализация; обстановку, используя для этого реальные - игра-экспериментирование с предметы и их заместители, действовать в различными предметами и реальной и воображаемой игровых материалами (игры с песком и Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; «Институт развития образования». - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. - 438 с. 1 10 ситуациях); - обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию; - формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх; - воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия. снегом, льдом, с водой и мыльной пеной, бумагой, тенью, с зеркалом, со светом, со стеклами, со звуками и др.); - дидактические игры, игры с готовым содержанием и правилами (развивающие, математического, природоведческого, речевого содержания, а также подвижные и строительно- конструктивные). Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи - Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: Дошкольник быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, входит в мир желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих. социальных - Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, отношений сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям. - Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия. - Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности. - Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю. - Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на Развиваем основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть ценностное направленность труда на достижение результата и удовлетворение отношение потребностей людей. к труду - Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях. - Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы). - Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье. - Обогащать представления детей об основных источниках и видах Формирование основ безопасного опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми поведения в быту, людьми. социуме, природе - Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного 11 поведения в опасных ситуациях. - Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 96-104. Образовательная область «Познавательное развитие» Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи - Обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: Формирование особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о первичных некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между представлений о себе, других людях, о взрослыми и детьми. малой родине и - Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и Отечестве. его ближайшем окружении. - Развивать элементарные представления о родном городе и стране. - Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране. Ребенок открывает мир природы - Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Развитие сенсорной культуры - Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств. - Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам. - Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата. Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 115-130. 12 Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи - Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в Владение речью речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в как средством практике общения описательных монологов и элементов общения и объяснительной речи. культуры - Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой. - Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать Развитие связной, вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы грамматически объяснительной речи. правильной - Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные диалогической и рассказы о предметах и объектах, по картинкам. монологической речи - Обогащать словарь посредством ознакомления детей со Обогащение свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и активного словаря выполнения обследовательских действий - Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, Развитие звуковой правильного словопроизношения. и интонационной - Воспитывать желание использовать средства интонационной культуры речи, выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми фонематического при пересказе литературных текстов. слуха - Развивать понимание терминов «слово», «звук», использование их Формирование в речи; представления о том, что слова состоят и звуков, могут быть звуковой длинными и короткими; сравнение слов по протяженности. аналитико- Освоение начальных умений звукового анализа слов: синтетической самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в активности как них первый звук; узнавать слова на заданный звук. предпосылки обучения грамоте - Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные Знакомство с факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные книжной связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям. культурой, детской литературой Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 130-142. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; 13 восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи ‒ Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на Изобразительное проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего искусство мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы; ‒ Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства. ‒ Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом; ‒ Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества Художественная литература ‒ Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности; ‒ Формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности: развитие изобразительновыразительных и технических умений, освоение изобразительных техник. ‒ Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности. ‒ Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности. - Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах). - Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. - Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых 14 средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента. - Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста. - Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации. Музыка - Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки. - Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки. -Развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте. -Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки. -Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах. -Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. -Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 143-172. Образовательная область «Физическое развитие» Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеихрук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 15 Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи - Развивать умения уверенно и активно выполнять основные Двигательная элементы техники общеразвивающих упражнений, основных деятельность движений, спортивных упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. - Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу, гибкость. - Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни. - Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы Становление умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним у детей видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться ценностей и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного здорового пользования). образа жизни, овладение его элементарны ми нормами и правилами Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 172-185 2.2. Реализация части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений реализуется через парциальную программу СамоЦвет: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Программа реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Задачи Формы совместной деятельности взрослого и ребёнка Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 1. Создать условия для развития - режиссерские игры; сюжетно-ролевые игры положительного отношения ребенка к себе детей связанные с отражением семейных и другим людям, вне зависимости от их отношений и элементарного социального происхождения, расовой и профессионального взаимодействия близких национальной принадлежности, языка, взрослых; вероисповедания, пола, возраста, - игровые ситуации; личностного и поведенческого - инсценировки с народными игрушками, разнообразия. - хороводные народные игры; дидактические 2. Создать условия для приобщения игры; детей к ценностям сотрудничества с игры с бытовыми предметами; 16 другими людьми, предоставления возможности принимать участие в различных событиях, планировать совместную деятельность. 3. Создать условия для свободной игры ребенка (сюжетно-ролевой, дидактической, развивающей компьютерной игре и других игровых формах), поддержки творческой импровизации в игре. 4. Способствовать освоению ребенком этических правил и норм поведения безопасного поведения в быту, социуме, природе. 5. Способствовать применению освоенных ребенком знаний, способов деятельности, поведения для решения новых эмоциональных проблем, личностных и социальных задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком, умение преобразовывать способы решения проблем и предлагать свои варианты. - просмотр мультипликационных фильмов, сюжетов несложных иллюстраций и картинок; - импровизации с персонажами народных сказок (пальчиковый, варежковый театр и др.); - чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных; загадки; - создание коллекций; - экскурсии с целью ориентировки в ближайшем окружении; - ситуации добрых дел; - совместное рассматривание семейных фотографий, фотографий близких друзей; - наблюдением за трудом взрослых и посильное участие в труде взрослых; - беседа о семье, о семейных событиях; ознакомление с правилами культурного поведения; - целевые прогулки по улицам родного города; - разучивание стихов и песен о городе. Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Обеспечить развитие интересов детей, рассматривание иллюстраций, любознательности, познавательной художественных картин, репродукций; мотивации, познавательных действий в - поделки из природного материала; различных видах деятельности. - продуктивная деятельность; 2. Создать условия для развития - познавательные, практические ситуации; продуктивного воображения и творческой - чтение сказов П.П. Бажова; активности в процессе решения - исследования и рассматривание изделий из познавательных задач. металла (алюминиевые, стальные, чугунные); 3. Обеспечить формирование сенсорной рассматривание иллюстраций: как культуры, культуры познания, ценностей добывают руду и выплавляют металл, познания. прокатывают трубы; 4. Создать условия для формирования - подбор картинок с характерными видами первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о ландшафта, наклеивание маленьких картинок свойствах и отношениях объектов (символов) на карту (животные, растения, окружающего мира (форме, цвете, размере, одежда людей, виды транспорта и т.п.); материале, звучании, ритме, темпе, - подбор фотографий, картинок хвойного и количестве, числе, части и целом, лиственного леса Среднего Урала; пространстве и времени, движении и покое, - «Путешествие» по городам, рекам, причинах и следствиях и др.), о малой нахождение по карте Урала полезных родине и Отечестве, представлений о ископаемых, выяснение - люди, каких социокультурных ценностях нашего народа, национальностей живут на Урале. об отечественных традициях и праздниках, о - метод детско-родительских проектов: планете Земля как общем доме людей, об «Растения и животные Урала, занесенные в особенностях ее природы, многообразии Красную книгу», «Заповедники Урала» др.; стран и народов мира. - выставки: «Урал – кладовая земли» полезные ископаемые и камни-самоцветы; 17 - рассматривание уральских камней из имеющейся в детском саду (в семье) коллекции, определение схожести и различия, оформление коллекций; - рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы; - дидактические игры «Зоологическое лото», «Животный мир Урала», «Мир растений Урала», «В лесу, на лугу, в поле», «Ботаническое лото», «Живая природа Урала» и др.; - рассуждение на темы «Наш общий дом», «Что я люблю в своем родном крае», «Как помочь природе родного края», «Что будет, если...»; «Как это изменить, чтобы...» образовательные ситуации; - экскурсии; - целевые прогулки; - развлечения; - просмотр видеофрагментов; - игровое моделирование; Образовательная область «Физическое развитие» Способствовать освоению ребенком - подвижная игра; простейших правил народных подвижных - спортивное упражнение; игр. - развивающая ситуация; Создать условия для ознакомления ребенка - игра-экспериментирование; со спортивными упражнения народов - игра-путешествие; Среднего Урала, обогащая его двигательный - дидактическая игра; опыт: ходьба на лыжах, катание на санках, - проблемные игровые ситуации связанные с скольжение по ледяным дорожкам. безопасной жизнедеятельностью человека; - увлекательные конкурсы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Способствовать развитию у ребенка - рисование, лепка, аппликация; интереса к эстетической стороне пение, слушание; музыкальнодействительности, ознакомлению с разными дидактические игры; видами и жанрами искусства (музыкального, - составление коллажей; изобразительного, театрализованного), в том - изготовление простых сувениров; числе народного творчества. - декоративно-прикладное творчество; Создать условия для развития способности - театрализованные игры; ребенка к восприятию музыки, музыкального - моделирование; фольклора, изобразительного искусства. - чтение произведений народного фольклора; Обеспечить приобщение ребенка к разным - образно-игровые этюды; видам художественно-эстетической - экспериментирование с изобразительными деятельности, развития потребности в материалами творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Обеспечить ознакомление ребенка с 18 языковыми средствами (мимики, пантомимы, интонации, передачи характера, переживания, настроения персонажей) театрализованной деятельности. Ссылка: содержание образовательной деятельности - Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; «Институт развития образования». Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – с. 50–245 РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Обеспеченность методическими материалами Методическое обеспечение Средства обучения Образовательная область: социально-коммуникативное развитие «Комплексные занятия в средней группе Дидактический материал «Формирование детского сада» Т.М. Бондаренко «Учитель» 2004. культуры Безопасности. Для детей средней «Система работы по экологическому группы 4-5 лет» «Детство-пресс» 2016 воспитанию дошкольников. Средняя группа» П. «Первые уроки здоровья. Дидактические Г. Федосеева издательский торговый дом игры»Санкт –Петербург «Детство- пресс» 2013 «КОРИФЕЙ» «Будь здоров. Формирование основ «Воспитание и обучение в средней группе здорового образа жизни у детей дошкольного детского сада» В.В. Гербова М.: «Мозаика – возраста. Правильное питание. Дидактические Синтез»2007 игры и игровые задания» Санкт –Петербург «Детство- пресс» 2012 «ОБЖ Средняя группа. Занимательные материалы» ИТД «Корифей» 2008 Образовательная область: познавательное развитие «Математика в детском саду. Сценарии занятий Демонстрационный материал с детьми 4-5 лет.»Новикова В.П. М.: МОЗАИКА- «Математика для детей 4-5 лет.» Е. В. СИНТЕЗ, 2015 Колесникова 1012 «Комплексные занятия в средней группе Демонстрационный материал «Деревья детского сада» Т.М. Бондаренко «Учитель» 2004. «Математика в детском сад. Средний наших лесов», 2006 Обучающие карточки. Мебель. Ростовдошкольный возраст.» М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 на-Дону.- Проф-пресс, 2012 «Математика до школы» Санкт –Петербург Обучающие карточки. Одежда «Детство- пресс» 2003 Энциклопедии по разным областям знания Образовательная область: речевое развитие «Комплексные занятия в средней группе «Обучение детей пересказу по опорным детского сада» Т.М. Бондаренко «Учитель» 2004. картинкам 3-5 лет». Нищева Н.В.Вып.5 – СПб.: « Конспекты интегрированных занятий в «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 средней группе детского сада» А.В. Аджи ТЦ «Веселые диалоги. Для развития «Учитель» 2005 выразительности речи детей с 2 до 8лет» Н. В. Нищева «Детство- пресс» 2014 Картины для составления рассказов 19 - Предметные картинки Комплексы артикуляционной гимнастики Дидактические игры по развитию речи Хрестоматии для чтения, детская художественная литература Аудиосказки Образовательная область: художественно-эстетическое развитие «Комплексные занятия в средней группе иллюстраций, художественные картины, детского сада» Т.М. Бондаренко «Учитель» 2004. репродукций Фонотека: электронный носитель с му«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» И. А. Лыкова издательский дом зыкальными произведениями. - Набор музыкальных инструментов, «ЦВЕТНОЙ МИР» 2012 музыкальных игрушек. Материалы для изобразительной деятельности Иллюстрации сказок Наборы иллюстраций для ознакомления детей с жанрами живописи (портреты, пейзажи и т.п.) Раскраски Трафареты, обводки Образовательная область: физическое развитие «Физкультурные занятия в деском саду. Средняя Спортивное оборудование в центре группа.» Е. Ф. Желобкович издательство двигательной активности «СКРИПТОРИЙ» 2010 Дидактические игры «Подвижные и дидактические игры на прогулке» Н.В. Нищева, Санкт-Петербург ДЕТСТВОПРЕСС 2016 Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает перечень методических пособий для реализации образовательной программы «Самоцвет»: Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. Подвижные игры народов Урала. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009. Составители: Толстикова О.В., Васюкова С. В., Морозова О.И., Воронина С.Н., Худякова Т.А., Баталова Н. А., Крючкова Г.А.,Крыжановская Л.А. 3.2. Учебный план (план непрерывной образовательной деятельности для детей 5 -го года жизни) Образовательная область Непрерывная образовательная деятельность/виды деятельности Возрастные группы детей/ Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты/кол-во периодов) Н 20 5-й год жизни М Г Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Обязательная часть Игровая Организуется во взаимодействии взрослого с деятельность детьми, во всех видах НОД, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. Самообслуживание и Организуется во взаимодействии взрослого с элементарный детьми, во всех видах НОД, в процессе бытовой труд режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. Познавательно32 мин (1,6) 140 мин (7) 1260 мин (63) исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Восприятие художественной литературы, фольклора Изобразительная деятельность Конструирование/ Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Двигательная деятельность 12 мин (0,6) 60 мин (3) 540 мин (27) Осуществляется во взаимодействии взрослого с детьми в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. 12 мин (0,6) 60 мин (3) 540 мин (27) Итого в обязательной части 20 мин (0,5)/ 20 мин (0,5) 40 мин (2)/ 40 мин (2) 360 мин (18)/ 360 мин (18) 30 мин (1,5) 120 мин (6) 52 мин (2,6) 220 мин (11) 1080 (54) 1980 мин (99) 158 мин (7,9) 680 мин (34) 10 мин (0,5) 40 мин (2) 360 мин (18) 8 мин (0,4) 20 мин (1) 180 мин (9) 42 мин (2,1) 120 мин (6) 1080 мин (54) 200 мин (10) 800мин (40) 7200 мин (360) 6120 мин (306) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Познавательно8 мин (0,4) 20 мин (1) 180 мин (9) Познавательное исследовательская развитие деятельность * Коммуникативная 8 мин (0,4) 20 мин (1) 180 мин (9) Речевое развитие деятельность* Изобразительная 8 мин (0,4) 20 мин (1) 180 мин (9) Художественноэстетическое развитие деятельность* Музыкальная деятельность** Физическое развитие Двигательная деятельность* Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений Максимальный объем образовательной нагрузки в непрерывной образовательной деятельности детей 21 3.3. РЕЖИМ ДНЯ Средняя группа (от 4 до 5 лет) Холодный период года Режимные моменты Утренний прием детей, игры, самостоятельная Время проведения деятельность 7.15-8.10 детей/индивидуальная работа с детьми Утренняя гимнастика 8.10-8.20 КГП/ подготовка к приему пищи. Завтрак 8.20-8.40 Самостоятельная деятельность детей 8.40-9.05 Непрерывная образовательная деятельность (общая длительность, 9.05-09.55 включая перерыв) Игры, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность 09.55-10.10 в центрах активности Второй завтрак 10.30-11.00 Подготовка к прогулке. Прогулка. Возвращение с прогулки 10.10-12.05 КГП/подготовка к приему пищи. Обед. Подготовка ко сну 12.05.-12.30 Дневной сон 12.30.-15.00 Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика 15.00.-15.20 Игры, общение 15.20-15.30 КГП/подготовка к полднику, полдник 15.30-15.50 Игры, деятельность детей в центрах активности 15.50.-16.10 Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой 16.10-17.45 РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ (непрерывной образовательной деятельности) в средней группе на 2022 - 2023 учебный год День недели Вид деятельности Время 1. Изобразительная деятельность 9.05 - 9.25 (Рисование/лепка)** Понедельник 2. Музыкальная деятельность ** 9.35 -9.55 Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут 22 Вторник 1. Познавательно-исследовательская деятельность (Математическое и сенсорное развитие) 2. Двигательная деятельность ** 9.05 - 9.25 9.35 - 9.55 Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут 1. Коммуникативная деятельность 9.05 - 9.25 (Развитие речи) ** Среда 2.Двигательная деятельность 9.35-9.55 Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут 1. Познавательно-исследовательская деятельность 9.05 - 9.25 (Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование/Познание предметного и социального мира/Освоение Четверг безопасного поведения**) 2.Музыкальная деятельность* 9.35 - 9.55 Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут 1. Изобразительная деятельность 9.05 - 9.25 (Аппликация/Конструирование) ** Пятница 2. Двигательная деятельность 9.35 - 9.55 Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое Тематическое планирование образовательной деятельности Сентябрь 1 неделя «До свидания, лето» Развлечение "До свидания, лето" Сентябрь 2 неделя «Школа пешеходных наук» Квест- игра «Веселый светофорчик» Сентябрь 3 неделя "Вот она какая - Золотая осень" Составление букетов (гербария) из осенних листьев "Листик желтый, листик красный..." Сентябрь 4 неделя "Едет с поля урожай" Загадки и отгадки «Ох уж этот урожай» 23 мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Сентябрь 5 неделя «Месячник пожилого человека» Театрализованная деятельность «Для бабушек и дедушек станцую и спою» Октябрь 1 неделя «Я расту здоровым» Эстафета «Спорт – наш друг!» Октябрь 2 неделя «Познаю себя» Познавательно-исследовательская НОД «Из чего же, из чего же сделаны девчонки и мальчишки» Октябрь 3 неделя «Я и моя семья!» Познавательный досуг «Мама, пап, я – самая дружная семья» Октябрь 4 неделя «Мир природы. Домашние животные и птицы» Театрализация, придумываем сказку «Кто, кто в домике живет?» Ноябрь 1 неделя «Моя малая Родина» Беседа «Любимый город» Ноябрь 2 неделя «Осторожно, огонь!» Призентация +игровая деятельность «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!» Ноябрь 3 неделя «Поздняя осень» Рисуем осень. Изо деятельность «Какая разная осень» Ноябрь 4 неделя «Неделя добрых дел» Коммуникативная «Добрые дела» Ноябрь 5 неделя "Нет человека дороже, чем МАМА!" 24 Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Выставка рисунков "Мамочка любимая, самая красивая" Декабрь 1 неделя «На дворе снежок метет - это к на зима идет!» Рассматривание иллюстраций «Снег, снег кружится, белая метелица» Декабрь 2 неделя "Зима. Дикие животные и птицы" Театрализованная деятельность «Кто, кто в теремочке живет?» Декабрь 3 неделя «Безопасность зимой» Беседа «Осторожно, гололед!» Декабрь 4-5 неделя «Хорошо, что каждый год к нм приходит Новый год!» Мастерская Дед Мороза. Наряжаем елочку Январь 2 неделя «Народные праздники на Руси» Развлечение «Прощание с елочкой» Тематический досуг «Мы конфетки наберем и колядовать пойдем…» Январь 3 неделя «Что за чудная пора – веселится детвора» Спортивное развлечение "Эта зимушка–зима поиграть с нами пришла!» Январь 4 неделя «Жалобная книга природы» (помощь животным зимой) Игровая деятельность «Юные помощники» Февраль 1 неделя Каникулы Каникулы «В мире опытов и экспериментов» Февраль 2 неделя «Спортивная зима!» Эстафета «Сильные, быстрые, ловкие!» Февраль 3 неделя 25 Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема «День защитников Отечества» Продуктивная деятельность НОД «Мой папа самый лучший» Февраль 4 неделя "Дом доброты: папа, мама, я – Семья!" Игровая, пальчиковые игры «Папа, мама, я – Семья!» Март 1 неделя «Все о мамочках любимых» Изготовление праздничных открыток Март 2 неделя «Международный женский день – 8 Марта» Праздничный концерт Март 3 неделя «К нам весна шагает...» Рассматривание иллюстраций «Весна-красна идет и тепло с собой несет» Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Март 4 неделя «Весна начинается – звери просыпаются» Театрализованная деятельность «Что за шум, что за гам слышны в лесу и тут и там!» Март 5 неделя «Книжкина неделя» Литературный вечер «Мои любимые сказки» Апрель 1 неделя «Дружба крепкая» Развлечение «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Апрель 2 неделя «Загадки космоса» НОД «Загадки космоса» Апрель 3 неделя «Земля – наш общий дом!» Беседа с рассматриванием иллюстраций «Земля – наш общий дом!» 26 Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Апрель 4 неделя «Мир вещей» Игровая деятельность «Наведем порядок» Май 1 неделя «Этот День Победы…» Конкурс чтецов Май 2 неделя «Что посеешь, то и пожнешь!» Продуктивная деятельность «Что бы урожай собрать, надо грядки нам вскопать!» Май 3 неделя «Семейный хоровод» Педагогическая диагностика Игровая деятельность «Семейный хоровод» Май 4 неделя «Откуда приходит лето?» Развлечение "Краски лета" 3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды Центры развития Игровой центр Центр конструирования Центр познавательной активности Материалы и оборудование • Атрибутика для сюжетно-ролевых игр, соответствующих возрасту детей(«Семья», «Больница», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Строители», «Пожарные», «Гараж») • Предметы- заместители • Напольный строительный материал (деревянный, пластмассовый, мягкий) • Настольный строительный материал • Пластмассовые конструкторы («Лего» (средний)) • Конструктор с пластмассовыми, резиновыми деталями Транспортные игрушки Сюжетные игрушки для обыгрывания • Дидактические игры • Настольно-печатные игры • Материал для развития мелкой моторики (мозаики и пазлы (мелкие), шнуровка, игрушки для обыгрывания и т.д.) 27 Центр природы Центр книги • • • • Центр безопасности Патриотический центр Центр двигательной активности Музыкальный центр Центр театрализации • Предметные картинки • Комплексы артикуляционной гимнастики Дидактические игры по развитию речи • Хрестоматии для чтения, детская художественная литература • Календарь погоды • Сезонный материал • Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы • Энциклопедии • Материал для проведения элементарных опытов • Обучающие и дидактические игры по экологии • Дикие и домашние животные • Морские обитатели • Природный и бросовый материал • Материал для детского экспериментирования (ведерки, лопатки, формочки, различные ёмкости и т.д.) Детская художественная литература Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой Портреты поэтов, писателей Тематические выставки • Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП, ППБ • Дидактические материал: (коврик - макет дороги, дорожные знаки, светофор) • Литература о правилах дорожного движения и правилах противопожарной безопасности Материалы для ознакомления детей с малой родиной: макеты (детский сад, улица, где расположен детский сад). Дидактическая игра «Любимый детский сад», карточки о семье, людях разного возраста, пола, профессии, эмоциональных состояниях людей. • Оборудование для ходьбы • Мячи различные по форме и материалу для катания, бросания, ловли • Атрибуты к подвижным и спортивным играм • Скакалки, обручи • Нетрадиционное физкультурное оборудование • Картотека подвижных игр. • Детские музыкальные инструменты • Шумовые инструменты • Музыкальные игрушки • Ширма • Элементы костюмов • Различные настольные театры • Предметы декорации • Ободки • Пальчиковый театр 28 Творческая мастерская • • • • • • • • • • • Театр на ложках Маски Перчаточный театр Бумага и картон разного формата, формы, цвета Альбомы для рисования Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, салфеток, пластилина (стеки, доски для лепки) Достаточное количество ножниц, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Место для выставок детских работ, совместных работ детей и родителей Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки Предметы народно – прикладного искусства 3.5. Перспективный план оптимизации развивающей предметнопространственной среды на 2022-2023 учебный год № 1. 2. Название Центр познавательной активности Центр природы 3. Патриотический центр 4. Музыкальный центр Наполнение Дополнить наглядным материалом для обучения составлению рассказов. Дополнить материалами для детского экспериментирования Дополнить материалами для ознакомления детей с малой родиной Приобрести музыкальные инструменты: барабан, металлофон 3.6. Педагогическая диагностика При реализации Программа проводится оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (Приложение 1). Цель диагностики: изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности. Структура педагогической диагностики: Первый этап - проектировочный. Определение целей и методов диагностики . Второй этап - практический. Проведение диагностики . Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации. Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов. Четвертый этап - интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Пятый этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год : октябрь, апрель. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение : Деятельностных умений ребенка; Интересов, предпочтений, склонностей ребенка; Личностных особенностей ребенка; Поведенческих проявлений ребенка; 29 Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; Особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. Основные диагностические методы : Наблюдение; Проблемная (диагностическая ситуация ) ; Анализ продуктов детской деятельности . Формы проведения педагогической диагностики : Индивидуальная; Подгрупповая Групповая. 3.7. Взаимодействие с родителями План работы с родителями на 2022-2023 учебный год Сентябрь : Родительский уголок: «Сентябрь», «Дорожная и пожарная безопасность» (плакаты, информационный стенд), «Здоровый образ жизни » (информационный стенд) Выставка поделок из овощей «Дары осени» Выставка детских работ на протяжении месяца. Октябрь : Родительский уголок: «Октябрь», «Учим ребенка беречь природу» (консультация), «Безопасность ребенка» (информационный стенд) Фотовыставка «Мои лучшие друзья – это бабуля, дедуля и я!» Выставка работ бабушек и дедушек на протяжении месяца «Очумелые ручки» Беседа с родителями «Одеваемся по сезону» Родительское собрание: «Задачи развития и воспитания детей 4-5 лет». Развлечение ко дню пожилого человека. Ноябрь : Родительский уголок: «Ноябрь», «Здоровье ребенка - из чего оно складывается» (консультация) Развлечение «Мамочка любимая» (ко дню матери) Выставка детских работ «Украшение для мамы» Беседа « Как уберечь от простуды» Конкурс кормушек (родители с детьми) Декабрь : Родительский уголок: «Декабрь», «Важность режима для ребенка» (консультация), «Одеваемся по погоде» (консультация), «Готовимся к новому году» (консультация) Беседа «Личная гигиена» (индивидуально в течении месяца) Конкурс «Ёлочка», «Супер игрушка» (родители с детьми) Январь : Родительский уголок: «Январь», «Вредные привычки и как с ними бороться» (консультация), «Воспитание безопасного поведения у детей через ознакомление с правилами дорожного движения» (консультация) Анкетирование родителей «ПДД – как вы их выполняете» Выставка детских работ (в течении месяца) Февраль : 30 Родительский уголок: «Февраль», «Наши папы лучше всех!» (газета к 23фквраля), «Физическая активность» (консультация), «Эффективные методы и средства закаливания» (консультация) Выставка детских работ «Подарок для папы» Выставка детских работ (в течении месяца) «Веселые старты с папами» Март : Родительский уголок: «Март», «Ребенок и компьютер: за и против» (консультация), «Эстетическое воспитание» (консультация), «Правильная осанка» (консультация). Бесед «Одеваемся по погоде» (индивидуально в течении месяца) Выставка детских работ «Букетик для мамы» Выставка детских работ в течении месяца Апрель : Родительский уголок: «Апрель», «Безопасность на дороге», «Здоровый образ жизни» (информационный уголок) Беседа «Прогулки на свежем воздухе», «Одеваемся по погоде» Тематическая выставка детских работ: «Путешествие в космос» Май : Родительский уголок: «Май», «Весна», «Дорожная безопасность» (информационный уголок) «Что и как рассказать ребенку о войне?» Фото выставка «День памяти» Родительское собрание «Наши успехи за год». Приложение 1 Карта индивидуального развития воспитанника 4-5 лет Ф.И. ребенка: ______________________________________________________ Возрастная группа: _________________________________________________ Учебный год: ______________________________________________________ № 1. 2. Показатели развития Уровни сформированности С СФ НС НГ КГ НГ КГ НГ КГ Образовательная область «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о ЗОЖ Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых) Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 31 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. Развитие игровой деятельности Взаимодействует и ладит со сверстниками в непродолжительной совместной игре Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трёх человек на основе личных симпатий Соблюдает элементарные правила в совместных играх Принимает на себя роль, подбирает атрибуты для той или иной роли Дополняет игровую обстановку недостающими атрибутами, игрушками Объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей Участвует в совместных постановках, праздниках, театрализованных играх Разыгрывает небольшие отрывки из знакомых сказок, имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев Следит за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзывается (кукольный, драматический театры) Развитие ценностного отношение к труду Одевается и раздевается в определенной последовательности Помогать накрывать стол к обеду Выполняет элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения В случае проблемной ситуации обращается к знакомому взрослому Результат: Образовательная область «Познавательное развитие» Конструктивно - модельная деятельность Знает, называет и правильно использует детали строительного материала Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими Формирование элементарных математических представлений 32 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 1. 2. Группирует предметы по цвету, размеру, форме Составляет при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы Находит в ближайшем окружении один и много одинаковых предметов Определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска) Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь Формирование целостной картины мира Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал) Ориентируется в помещениях детского сада Знает название родного города, название своей страны Имеет представление о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель) Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе Результат: Образовательная область «Речевое развитие» Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения Согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже Использует все части речи, простые нераспространенные предложения, предложения с однородными членами Результат: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Чтение художественной литературы Читает наизусть небольшое стихотворение (при помощи взрослого) Рассказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя 33 1. 2. 3. 4. 1. 2. 1. 2. 3. Изобразительная деятельность Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками Рисует самостоятельно, по собственной инициативе, по собственному замыслу Лепка Отделяет от большого куска глины (пластилина) небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней Лепит различные предметы, состоящие из 13 частей, используя разнообразные приемы лепки Аппликация Создает изображения предметов из готовых фигур Украшает заготовки из бумаги разной формы Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы Результат: Результаты педагогического наблюдения развития детей пятого года жизни по освоению образовательной программы на начало учебного года Период__________________________________ Группа________________________________ Воспитатели__________________________ Общие результаты по образовательным областям Образовательные области Социально – коммуникативное развитие Познавательно развитие Художественноэстетическое развитие Не сформирован Находится в стадии формирования Сформирован …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% 34 Речевое развитие Физическое развитие …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% Общие результаты освоения образовательной программы Высокий Средний Ниже среднего Кол-во Кол-во Кол-во % % % Вывод: Результаты педагогического наблюдения развития детей четвертого года жизни по освоению образовательной программы на конец учебного года Период__________________________________ Группа________________________________ Воспитатели__________________________ Сравнительный анализ общих результатов по образовательным областям Образовательные области Не сформирован Н/Г Находится в стадии формирования К/Г Н/Г Социально – коммуникативное развитие Познавательно развитие …. Детей ……% ….Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% Художественно- …. Детей …. Детей 35 К/Г Сформирован Н/Г …. Детей ……% …. Детей ……% …. К/Г эстетическое развитие ……% ……% Речевое развитие …. Детей ……% …. Детей ……% Физическое развитие …. Детей ……% …. Детей ……% Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% Общие результаты освоения образовательной программы Высокий Средний Ниже среднего % % % Вывод: 36 Кол-во Кол-во Кол-во В данном документе Прошнуровано, Пронумеровано и Скреплено печатью _________________ _________________ _________________ Зав. МА ДОУ № 6 Никитина С.Н. 37