. СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Раздел 2. 2.1. 2.2. Раздел 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. Целевой Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы к организации образовательной деятельности (обязательная часть) Принципы к организации образовательной деятельности части, формируемой участниками образовательных отношений Характеристики особенностей развития детей 4-го года жизни Планируемые результаты освоения Программы (обязательная часть) Планируемые результаты освоения Программы части, формируемой участниками образовательных отношений Содержательный Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях (обязательная часть) Реализация части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Организационный Обеспеченность методическими материалами Учебный план (план непрерывной образовательной деятельности для детей 4 -го года жизни) Режим пребывания, распорядок дня и планирование образовательной деятельности Организация развивающей предметно-пространственной среды Перспективный план оптимизации развивающей предметнопространственной среды на 2022-2023 учебный год Педагогическая диагностика Взаимодействие с родителями Приложение Таблицы педагогической диагностики 2 3 3 4 5 6 9 10 10 17 20 23 24 30 32 33 33 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Пояснительная записка Нормативно - правовое обеспечение: Программа разработана в соответствии с современными нормативными документами: - Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 год № 08-249 «Комментариями к ФГОС дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (срок действия до 1 января 2027 г.) - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014г. N 08-10 «План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В разработке рабочей программы учтены рекомендации авторов примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство». Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. 1.2. Цели и задачи Программы Цель Программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности 3 и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа ориентирована на решение следующих задач: ‒ охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ‒ обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); ‒ обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; ‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; ‒ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; ‒ формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; ‒ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; ‒ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - реализацию современных технологий (информационно-коммуникационных технологий (электронных образовательных ресурсов: интерактивная доска) позволяющих организовать групповую форму познавательно-игровой деятельности и реализовать коммуникативно-деятельностный подход, создать контекст для ситуации общения и сотрудничества. 1.3. Принципы к организации образовательной деятельности (обязательная часть): полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 4 возрастная адекватность дошкольного образования требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. (соответствие условий, 1.4. Принципы к организации образовательной деятельности части, формируемой участниками образовательных отношений: Ориентировка на потенциальные возможности ребенка, на «зону ближайшего развития» Реализация деятельностного подхода как развитие самой деятельности, основных ее компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), что способствует развитию ребенка как субъекта деятельности (деятеля). Принцип универсальности содержания и одновременно вариативности и гибкости, позволяющий корректировать ее реализацию в зависимости от хода образовательного процесса и особенностей развития детей. Принцип интеграции освоения предлагаемого содержания модулей образовательной деятельности, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждого из направлений развития, а с другой – существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей, что и предполагает освоение культурной практикой. Принцип создания проблемных ситуаций в процессе освоения со-держания культурной практики, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанной с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате найденные обучающимися способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления. Принцип продуктивного и игрового взаимодействия детей между собой и со взрослыми (диалогическое общение), благодаря чему формируется социокультурное пространство саморазвития, а также детское сообщество, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, умелым, уверенным в случае необходимости в помощи товарищей и взрослого. Стимулирование и мотивация игрового взаимодействия, предоставляет возможность поиска личностного смысла в игровой деятельности. Открытость игрового взаимодействия, обеспечивает субъектность ребенка, усвоение им социального опыта на основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Принцип учета определенных особенностей психики детей (высокое развитие эмоционально-чувственного восприятия, способность непосредственно запечатлевать, сохранять и использовать в качестве ориентиров как материальные, так и духовные объекты внешнего мира). Целенаправленное формирование аксиологического ядра личности может успешно осуществляться в период дошкольного детства на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации совокупности устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание, представленных в социокультурной среде в виде идеальных форм, образцов, эталонов поведения, отношения, деятельности, доступных для восприятия дошкольников. Принцип учета индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п.), так и различий в возможностях и в 5 темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию. Принцип учета основных когнитивных стилей или модальностей обучения. Принцип стимулирования рефлексивной позиции ребенка, означающий создание условий для поиска оптимальных средств и способов взаимодействия, позволяющих ребенку познать и реализовать себя. Принцип учета специфики развития мальчиков и девочек, их позиционирования в культурной практике, а также принципы, необходимость учета которых позволяет достичь планируемых результатов на основе концепции: принцип обогащения (амплификации) детского развития – получение опыта самоопределения и саморегуляции, созидательного от- ношения к миру и себе самому, формирование и развитие желания учиться постоянно и самостоятельно через игру и различные виды деятельности, через поддержку детской инициативы, исследовательской активности, любознательности, поддержку в реализации собственного потенциала в развивающей среде, предоставляющей инструменты и возможности, которыми он может воспользоваться, осуществлять поиск ответов на свои вопросы, возможность высказывать свое мнение, аргументировать собственную позицию и умение слышать и принимать позицию другого; принцип эмоционального благополучия через позитивный эмоциональный фон, способствующий укреплению чувства защищенности, веры в себя и настойчивости в достижении поставленных целей в мотивированной, творческой деятельности; если удовлетворены базовые потребности ребенка в привязанности, внимании и любви, если дети здоровы и хорошо себя чувствуют, они начинают активно интересоваться и исследовать окружающее пространство, положительно воспринимать себя как успешного, творческого человека; принцип предоставления возможностей для проявления детской инициативы в планировании образовательной деятельности, ее поддержки и стимулирования. принцип содействия, сотрудничества – использования и поддержки в воспитании детей партнерских доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, через полноправное участие ребенка в образовательном процессе, приобретение им собственного культурного опыта общения, освоения и осмысления окружающего мира (природного, социального) как исследователя и партнера в самостоятельной и совместной деятельности с другими детьми и взрослыми; взрослый, по отношению к ребенку со-исследователь, соавтор, проводник, поддерживающий и уважающий самостоятельность и осознанность ребенка; принцип привлечения и использования в реализации программы потенциала семьи – родители участники, соавторы программы, осведомлены обо всех ее изменениях, о достижениях детей; они включены в творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в развитии ребенка; принцип особой роли в реализации программы социальной и развивающей предметной пространственной среды. 1.5. Характеристики особенностей развития детей 4-го года жизни 6 На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, 7 велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинается развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к 4 годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. 8 Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям). 1.6. Планируемые результаты освоения Программы (обязательная часть) Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры определяют: а) построение образовательной политики с учетом целей Программы; б) решения задач: - ее формирования; - анализа профессиональной деятельности; - взаимодействия с семьями; в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей реализации Программы. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; 9 способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 1.7. Планируемые результаты освоения Программы части, формируемой участниками образовательных отношений Ребенок стремится самостоятельно действовать и играть (от 5 до 20 минут). Для игры пока использует 2–3 предмета, выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером, быстро утомляется, любое изменение обстановки способно отвлечь внимание. Способен одеться и раздеться без посторонней помощи. Имеет навыки самообслуживания Ребенок хорошо различает форму и размер предметов, легко определяет основные цвета. Появление звуков в речи: «с», «з», «ц», «ш», «щ», «ж», «ч». Ребенок знает свое имя и фамилию. Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа: жук-лук), замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи. . Неуклюже передвигается скачками (вторая половина года), прыгает, проявляет порывистость и не пластичность движений. ребенок обладает начальными знаниями о себе, своей семьи; о животном и растительном мире; ребенок знает название своего города, главной площади, места отдыха.1 Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; «Институт развития образования». Екатеринбург: ГАОУДПО СО «ИРО», 2019. - 438 с. 1 10 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях (обязательная часть) Обязательная часть Программы определена в соответствии с комплексным подходом, направлена на обеспечение развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Содержание образования в обязательной части образовательной программы определено с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.). Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развитие игровой деятельности При построении образовательного процесса образовательное содержание программы педагоги осуществляют в режимных моментах; в совместной деятельности взрослого и ребёнка; в непрерывной непосредственной образовательной деятельности; в планировании самостоятельной деятельности с детьми, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Задачи воспитания и развития детей в игре Возраст Задачи Виды игр - сюжетно- ролевые игры; Четвёртый - развивать игровой опыт каждого ребенка; - поддерживать новые возможности игрового - режиссерские игры; год жизни отражения мира; - игровые импровизации; - развивать интерес к творческим - игра- экспериментирование с проявлениям в игре и игровому общению со различными предметами и сверстниками. материалами (игры с песком и снегом, с водой и мыльной пеной, бумагой, тенью и др.); - дидактические игры, игры с 11 готовым содержанием и правилами (развивающие, математического, природоведческого, речевого содержания, а также подвижные и строительноконструктивные). Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи Дошкольни - Способствовать установлению положительных контактов между детьми, к входит в основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. мир социальных - Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и отношений доверие к воспитателю. - Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.). - Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. Развиваем ценностное отношение к труду - Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.). - Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых. - Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки. Формирован - Развивать интерес к правилам безопасного поведения. - Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами. ие основ безопасного - Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным поведения в для человека ситуациям. быту, социуме, природе Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 96104. Образовательная область «Познавательное развитие» Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о 12 себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи - Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, Формирование особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, первичных о семье и родственных отношениях. представлений о - Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем себе, других людях окружении. Ребенок открывает мир природы - Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов природного мира. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Развитие сенсорной культуры - Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами). - Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности). - Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов предметного и социального мира, способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур). - Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности. Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 115130. Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 13 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи - Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, Владение речью речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: как средством здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, общения и знакомиться. культуры - Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без Развитие связной, опоры на наглядность. грамматически - Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого правильной предложения или высказывания из 2-3 простых фраз. диалогической и - Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и монологической существительных в роде, падеже. речи - Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о Обогащение людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их активного словаря действиях, ярко выраженных особенностях. - Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно Развитие звуковой пользоваться речевым дыханием. и интонационной - Развивать умение слышать в речи взрослого специально культуры речи, интонируемый звук. фонематического слуха - Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из Знакомство с сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым книжной знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками. культурой, детской литературой Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 130142. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи ‒ Формировать сенсорный опыт и развивать положительный Изобразительное эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества искусство предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира. 14 ‒ Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества Художественная литература Музыка ‒ Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. ‒ Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию. ‒ Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты. ‒ Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов. - Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных. - Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать. - Развивать умения воспринимать текста, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. - Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям. - Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов. - Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку. - Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра. - Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников. 15 Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 143172. Образовательная область «Физическое развитие» Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Задачи образовательной деятельности Раздел Задачи - Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес Двигательная к физическим упражнениям. деятельность - Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости. - Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя. - Развивать умения самостоятельно правильно умываться, Становление причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться у детей и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими ценностей вещами и игрушками. здорового - Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно образа жизни, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. овладение его элементарны ми нормами и правилами Ссылка: содержание образовательной деятельности - Программа «Детство», стр. 172185 2.2. Реализация части Программы, формируемой участниками образовательных отношений 16 Часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется через парциальную программу «Самоцвет»: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Программа реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Задачи Формы совместной деятельности взрослого и ребёнка Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 1. Создать условия для развития - режиссерские игры; сюжетно-ролевые положительного отношения ребенка к себе игры детей, связанные с отражением и другим людям, вне зависимости от их семейных отношений и элементарного социального происхождения, расовой и профессионального взаимодействия близких национальной принадлежности, языка, взрослых; вероисповедания, пола, возраста, - игровые ситуации; личностного и поведенческого - инсценировки с народными игрушками, разнообразия. хороводные народные игры; 2. Создать условия для приобщения дидактические игры; детей к ценностям сотрудничества с игры с бытовыми предметами; другими людьми, предоставления - просмотр мультипликационных фильмов, возможности принимать участие в сюжетов несложных иллюстраций и различных событиях, планировать картинок; совместную деятельность. - импровизации с персонажами народных 3. Создать условия для свободной игры ребенка (сюжетно-ролевой, сказок (пальчиковый, варежковый театр и дидактической, развивающей др.); компьютерной игре и других игровых - чтение стихов, потешек, сказок на темы формах), поддержки творческой доброты, любви к родителям, заботы о животных; загадки; импровизации в игре. - создание коллекций; 4. Способствовать освоению ребенком этических правил и норм поведения - экскурсии с целью ориентировки в безопасного поведения в быту, социуме, ближайшем окружении; природе. - ситуации добрых дел; 5. Способствовать применению - совместное рассматривание семейных освоенных ребенком знаний, способов фотографий, фотографий близких друзей; деятельности, поведения для решения - наблюдением за трудом взрослых и новых эмоциональных проблем, посильное участие в труде взрослых; личностных и социальных задач, - беседа о семье, о семейных событиях; поставленных как взрослым, так и самим ознакомление с правилами культурного ребенком, умение преобразовывать поведения; способы решения проблем и предлагать свои варианты. 1. Образовательная область «Познавательное развитие» Обеспечить поддержку и - рассматривание 17 иллюстраций, развитие любознательности, познавательной активности, познавательных способностей ребенка. 2. Создать условия для развития представлений ребенка в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе в виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета. 3. Обеспечить развитие математических способностей и получение первоначальных представлений о значении для человека счета, чисел, знания о форме, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, используя ситуации не только в организованных формах обучения, но и в повседневной жизни для математического развития. 4. Создать условия для развития познавательного интереса, познавательных действий ребенка, самостоятельности в исследовательской, поисковой деятельности в социальном и природном мире. художественных картин, репродукций; - поделки из природного материала; - продуктивная деятельность; - познавательные, практические ситуации; - чтение сказов П.П. Бажова; - исследования и рассматривание изделий из металла (алюминиевые, стальные, чугунные); рассматривание иллюстраций: как добывают руду и выплавляют металл, прокатывают трубы; - подбор картинок с характерными видами ландшафта, наклеивание маленьких картинок (символов) на карту (животные, растения, одежда людей, виды транспорта и т.п.); - подбор фотографий, картинок хвойного и лиственного леса Среднего Урала; - «Путешествие» по городам, рекам, нахождение по карте Урала полезных ископаемых, выяснение - люди, каких национальностей живут на Урале. - метод детско-родительских проектов: «Растения и животные Урала, занесенные в Красную книгу», «Заповедники Урала» др.; - выставки: «Урал – кладовая земли» полезные ископаемые и камни-самоцветы; - рассматривание уральских камней из имеющейся в детском саду (в семье) коллекции, определение схожести и различия, оформление коллекций; - рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы; - дидактические игры «Зоологическое лото», «Животный мир Урала», «Мир растений Урала», «В лесу, на лугу, в поле», «Ботаническое лото», «Живая природа Урала» и др.; - рассуждение на темы «Наш общий дом», «Что я люблю в своем родном крае», «Как помочь природе родного края», «Что будет, если...»; «Как это изменить, чтобы...» образовательные ситуации; 18 - экскурсии; - целевые прогулки; - развлечения; - просмотр видеофрагментов; - игровое моделирование; Образовательная область «Речевое развитие» 1. Обеспечить формирование основы - заучивание сказок, стихов, потешек, речевой и языковой культуры, прибауток; совершенствования разных сторон речи - упражнение на поддувание «Дуем на ребенка. одуванчик», «Дуем на листик», «Греем 2. Создать условия для налаживания ручки» и т.д. игрового и речевого взаимодействия - игры «Узнай по голосу», «Что ты ребенка со взрослыми и сверстниками. слышишь?» 3. Обеспечить накопление словарного запаса, обогащение речи смысловым содержанием. 4. Создать условия для освоения грамматического строя речи ребенка в процессе развития связной диалогической и монологической речи. 5. Создать условия для подведения ребенка к элементарной поисковой деятельности в сфере языка и речи. 6. Обеспечить развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков. Образовательная область «Физическое развитие» Формировать естественные виды - подвижная игра; движений; - спортивное упражнение; 2. Обогащать двигательный опыт - развивающая ситуация; выполнением игровых действий с - игра-экспериментирование; предметами и игрушками, разными по - игра-путешествие; форме, величине, цвету, назначению; 3. Освоение элементарных культурно- - дидактическая игра; - проблемные игровые ситуации связанные с гигиенических навыков; 4. Формировать умения выполнять безопасной жизнедеятельностью человека; знакомые движения легко и свободно, - увлекательные конкурсы. ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве. 1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Знакомить с простейшими - рисование, лепка, аппликация; способами изобразительной деятельности в пение, слушание; музыкальнорисовании, в лепке, аппликации. дидактические игры; 2. 2. Содействовать целеполаганию в - составление коллажей; 1. 19 продуктивной деятельности. 3. Знакомить с произведениями изобразительного, декоративноприкладного искусства. 4. Содействовать проявлению эмоциональной отзывчивость на красоту окружающего мира. - изготовление простых сувениров; - декоративно-прикладное творчество; - театрализованные игры; - моделирование; чтение произведений народного фольклора; - образно-игровые этюды; - экспериментирование с изобразительными материалами Ссылка: содержание образовательной деятельности - Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; «Институт развития образования». Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – с. 50–245 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Обеспеченность методическими материалами Комплексное развитие Направление развития / образовательная область Программы и технологии, методические и нагляднодидактические пособия Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-пресс, 2014 Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». Вторая младшая группа/авт.-сост. Т.Г. Кобзева [и др.] – Волгоград: Учитель, 2010 Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство» /авт.-сост. Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова – Волгоград: Учитель, 2014 Бондаренко Т.М, Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2004 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2004 20 Познавательное развитие Социальнокоммуникативное развитие Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2004 Обучающие карточки. Безопасность на улице и дома. Ростов-на-Дону.- Проф-пресс, 2014 Обучающие карточки. Правила маленького пешехода. Ростов-на-Дону.- Проф-пресс, 2014 Обучающие карточки. Транспорт. Ростов-на-Дону.- Профпресс, 2012 Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа. – М., 2014 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2004 Обучающие карточки. Природные явления. Время суток. Ростов-на-Дону.- Проф-пресс, 2012 Обучающие карточки. Мебель. Ростов-на-Дону.- Профпресс, 2012 Обучающие карточки. Еда. Ростов-на-Дону.- Проф-пресс, 2012 Обучающие карточки. Овощи и фрукты. Ростов-на-Дону.Проф-пресс, 2012 Обучающие карточки. Одежда. Ростов-на-Дону.- Профпресс, 2012 Обучающие карточки. Деревья. Ростов-на-Дону.- Профпресс, 2014 Обучающие карточки. Времена года. Ростов-на-Дону.Проф-пресс, 2012 Обучающие карточки. Цветы. Ростов-на-Дону.- Проф-пресс, 2014 Обучающие карточки. Домашнии животные и птицы. Ростов-на-Дону.- Проф-пресс, 2012 Обучающие карточки. Транспорт. Ростов-на- Дону.-Профпресс, 2014 Обучающие карточки. Мамы и детки. Ростов-на-Дону-Профпресс,2012 Обучающие карточки. Дикие животные. Ростов-на-ДонуПроф-пресс,2012 Обучающие карточки. Сравниваем противоположности. Ростов-на-Дону-Проф-пресс,2011 21 Речевое развитие Физическое развитие Художественноэстетическое развитие Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2004 Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ// Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж, 2006 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2004 Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа: Конспекты занятий/Авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград, 2011 Вохринцева С. Окружающий мир. Музыкальные инструменты/дид.материал. Екатеринбург, 2006 Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебнометодическое пособие/науч.ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. Е.Ф. Желобкович Физкультурные занятия в детском саду. 2я младшая группа. – М., 2009 Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет, М, Мозаика – Синтез, 2010. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5-7 лет: прогулочные карты/авт.-сост. О.Р. Меремьянина – Волгоград, 2013 Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает перечень методических пособий для реализации образовательной программы «СамоЦвет»: Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. Подвижные игры народов Урала. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009. Составители: Толстикова О.В., Васюкова С. В., Морозова О.И., Воронина С.Н., Худякова Т.А., Баталова Н. А., Крючкова Г.А.,Крыжановская Л.А. 22 3.2. Учебный план (план непрерывной образовательной деятельности для детей 4 -го года жизни) Образовательная область Непрерывная образовательная деятельность/виды деятельности Возрастные группы детей/ Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты/кол-во периодов) 4-й год жизни Н М Г Обязательная часть Социальнокоммуникативное развитие Игровая деятельность Организуется во взаимодействии взрослого с детьми, во всех видах НОД, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. Самообслуживание и Организуется во взаимодействии взрослого с элементарный детьми, во всех видах НОД, в процессе бытовой труд режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. Познавательное развитие Познавательноисследовательская деятельность 24 мин (1,6) Речевое развитие Коммуникативная деятельность 9 мин (0,6) Художественноэстетическое развитие Восприятие художественной литературы, фольклора 105мин 945 мин (63) (7) 45 мин (3) 405 мин (27) Осуществляется во взаимодействии взрослого с детьми в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. Изобразительная деятельность 9 мин (0,6) 23 45 мин (3) 405 мин (27) Конструирование/ 15 мин (0,5)/ 30 мин (2)/ 270 мин (18)/ Изобразительная 15 мин (0,5) 30 мин (2) 270 мин (18) Музыкальная деятельность 22 мин (1,5) 90 мин (6) 810 мин (54) Двигательная деятельность 39 мин (2,6) 165 мин (11) 1485 мин (99) 118 мин (7,9) 510 мин (34) 4590 мин (306) деятельность Физическое развитие Итого в обязательной части Часть, формируемая участниками образовательных отношений Познавательно6 мин (0,4) 15 мин (1) Познавательное исследовательская развитие деятельность * Коммуникативная 6 мин (0,4) 15 мин (1) Речевое развитие деятельность* Изобразительная 6 мин (0,4) 15 мин (1) Художественнодеятельность* эстетическое развитие Музыкальная 8 мин 30 мин (2) деятельность** (0,5) Физическое развитие Двигательная деятельность* Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений Максимальный объем образовательной нагрузки в непрерывной образовательной деятельности детей 135 мин (9) 135 мин (9) 135 мин (9) 270 мин (18) 6 мин (0,4) 15 мин (1) 135 мин (9) 32 мин (2,1) 90 мин (6) 810 мин (54) 150 мин (10) 600 мин (40) 5400мин (360) 3.3. Режим пребывания, распорядок дня и планирование образовательной деятельности Организация режима пребывания детей в холодный период Режимные моменты 24 Время проведения Прием детей, игры, самостоятельная деятельность Утренняя гимнастика Самостоятельная игровая деятельность Подготовка к завтраку, завтрак Самостоятельная деятельность Непрерывная образовательная деятельность Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры) Возвращение с прогулки, подготовка к обеду Обед, подготовка ко сну Дневной сон Постепенный подъем, подготовка к полднику Самостоятельная деятельность детей Полдник Игры, самостоятельная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 7.15-7.50 7.50-7.56 7.56-8.20 8.20-8.50 8.50 -9.05 9.05 - 9.20 9.30 - 9.45 9.45 – 9.55 9.55 -11.45 11.45-12.05 12.05 -12.30 12.30-15.10 15.10-15.20 15.20-15.30 15.30-15.50 15.50-16.15 16.15 -17.45 РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ (непрерывной образовательной деятельности) на 2022–2023 учебный год День недели Понедельник Вид деятельности 1. Музыкальная деятельность** 2. Изобразительная деятельность (Рисование/лепка) ** Время 9.05 - 9.20 9.30 - 9.45 Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут 1. Двигательная деятельность** 9.05 - 9.20 2. Познавательно-исследовательская деятельность 9.30 - 9.45 Вторник (Математическое и сенсорное развитие) Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут Среда 1. Двигательная деятельность 2. Коммуникативная деятельность (Развитие речи) ** 9.05 - 9.20 9.30 - 9.45 Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут 25 1. Музыкальная деятельность* 9.05 - 9.20 2. Познавательно-исследовательская 9.30 - 9.45 деятельность** (Исследование объектов живой и Четверг неживой природы, экспериментирование/Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения) Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут 1. Двигательная деятельность 9.05 - 9.20 2. Изобразительная деятельность 9.30 - 9.45 Пятница (Аппликация/Конструирование) ** Тематическое планирование образовательной деятельности Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «До свидание, лето» Развлечение «До свидание лето, здравствуй детский сад!» Сентябрь 2 неделя «Школа пешеходных наук» Развлечение «Красный, желтый, зеленый» Сентябрь 3 неделя «Вот она какая – осень золотая!» Развлечение «Путешествие в осенний лес» Сентябрь 4 неделя «Едет с поля урожай» Досуг «Что нам осень подарила» Выставка поделок «С бабушкиного огорода» Сентябрь 5 неделя «Месячник пожилого человека» Игра – инсценировка «В гостях у бабушки с дедушкой» Концерт, посвященный Дню пожилого человека «Солидный возраст» Тема Октябрь 1 неделя (педагогическая диагностика) «Я расту здоровым!» 26 Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Развлечение «Быть здоровыми хотим!» Октябрь 2 неделя «Познаю себя» Игра-инсценировка «Кто я?1» Октябрь 3 неделя «Я и моя семья» С.-р. Игра «Моя семья» Октябрь 4 неделя «Мир природы. Домашние животные» Выставка детского творчества «Наши маленькие друзья» Ноябрь 1 неделя "Мой дом" Развлечение «Мы гуляем по городу» Ноябрь 2 неделя «Осторожно, огонь!» Выставка детского творчества «Из трубы идет дымок» Ноябрь 3 неделя «Поздняя осень» Развлечение «До свидания, осень! Ноябрь 4 неделя «Неделя добрых дел» Развлечение «Мы дружные ребята» Ноябрь 5 неделя «Нет человека дороже, чем мама» Изготовление открыток «Мамочка любимая моя» Праздник, посвященный «Дню матери» Декабрь 1 неделя 27 Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие «На дворе снежок метет – это к нам зима идет» Развлечение «Здравствуй, зимушка-зима!» Декабрь 2 неделя «Зима. Дикие животные и птицы» Познавательный досуг «Птичья столовая» Акция «Подкормите птиц зимой» Декабрь 3 неделя «Безопасность зимой» Развлечение «Игры со снеговиком» Декабрь 4-5 неделя «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год» Выставка детского творчества «Новогодние игрушки» Новогодние утренники Январь 2 неделя «Народные праздники на Руси» Развлечение «Прощание с елочкой» Тематический досуг «Пришла коляда, отворяй ворота» Январь 3 неделя «Что за чудная пора – веселиться детвора» Развлечение «Пришла зима, снег и радость принесла» Январь 4 неделя «Жалобная книга природы» (помощь животным зимой) Игра-инсценировка «Животные в зимнем лесу» Февраль 1 неделя Каникулы «В мире опытов и экспериментов» Познавательно-исследовательская деятельность «Тает-не тает» Февраль 2 неделя «Спортивная зима» Спортивное развлечение «Зимние виды спорта» 28 Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Февраль 3 неделя «День защитников Отечества» Изготовление праздничных открыток «Самый лучший папа мой» Февраль 4 неделя «Дом доброты: папа, мама, я - семья» Развлечение «Моя дружная семья» Март 1 неделя «Все о мамочках любимых» «Мама, так тебя люблю», изготовление открыток Март 2 неделя «Международный женский день 8 Марта» Утренник «О любимой мамочке…» Март 3 неделя «К нам весна шагает…» Познавательный досуг «Зеленеет лес и луг, так красиво все вокруг» Март 4 неделя «Весна начинается – звери просыпаются» Развлечение «Весна в лесу» Март 5 неделя «Книжкина неделя» Досуг «В гостях у сказки» Апрель 1 неделя «Дружба крепкая» Инсценировка сказки «Репка» Апрель 2 неделя «Загадки космоса» 29 Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Тема Итоговое мероприятие Выставка детского творчества «Звездное небо» Апрель 3 неделя «Земля – наш общий дом!» Игра-путешествие «Моя планета - Земля» Апрель 4 неделя «Мир вещей» Выставка детского творчества «Мои любимые вещи» Май 1 неделя «Мы любим трудиться» Фотовыставка «Как я маме помогаю» Май 2 неделя «Что посеешь, то пожнешь!» Совместная посадка семян цветов для рассады Май 3 неделя «Семейный хоровод» Педагогическая диагностика Театрализованная игра «В доме жила большая семья» Май 4 неделя «Откуда приходит лето? Развлечение «Встречаем лето» 3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды Центры развития Игровой центр Материалы и оборудование Центр ряженья–зеркало (в пол роста ребенка) Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, бусы из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов, ленты, косынки т.д. 30 Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки, игрушечные наборы для парикмахерских. Комната (для игровых действий, игры с куклами): кровать с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало. Куклы-младенцы в ползунках. Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухня, набор кухонной посуды, набор овощей и фруктов, пеленки, и т.д. Больница: пеленальный столик, тумба, кушетка, аптечка, телефон, весы для новорожденного Машинки (разных размеров и назначений), самолеты, кораблики. Центр конструирования Центр сенсорного развития Сюжетное конструирование: Напольный конструктор (крупный строительный), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки: автомобили грузовые, легковые (пластмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.; крупные игрушки-двигатели сюжетные фигурки: наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы (зоопарк, птичий двор), рыбки, игрушечные насекомые, люди и т.д. Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки для обыгрывания. Коробка с геометрическими формами вместе с материалами для обыгрывания: 2 кирпичика, 3 кубика, 1 призма и т.д. и тут же сюжетные фигурки, например: наборы диких, домашних животных, для создания игровых ситуаций. Предметы-заместители, неоформленный материал: кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины. Стол с бумагой, раскрасками, клееночками, пластилином, глиной, гуашью и др. по количеству детей Центр природы Календарь природы; Картины – пейзажи по времени года; Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы; Обучающие и дидактические игры по экологии; Инвентарь для трудовой деятельности; Природный и бросовый материал; Наборы диких и домашних животных, домашних птиц. Центр книги 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета 31 игрушки для обыгрывания; Иллюстрации (ламинированные); Сюжетные картинки. Комфортное, тихое место. Центр уединения Центр физкультуры коврики, массажные дорожки;массажеры; резиновые коврики; ленточки; косички; массажные мячики; мячи; скакалки; кегли; пластмассовые гантели; пластмассовые гири; кольцеброс, шишки, бубен; Картотека подвижных игр. Центр развития мелкой моторики Пирамидки, мозаика крупная (2 шт.) и мелкая (4 шт.), «Бизикуб», блоки – вкладыши, шнуровки, массажные дорожки для пальчиков, заводные, инерционные игрушки, и т.п. Конструктор «Лего» крупный и мелкий. Музыкальный центр Музыкальные инструменты (барабаны, погремушки, «шумелки», пищащие игрушки), микрофон, гармошка и т.д. Центр театра Наборы настольных театров, фланелеграфов, пальчиковых театров по сказкам. Центр безопасности Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП Макеты перекрестков, районов города, Дорожные знаки Литература о правилах дорожного движения 3.5. Перспективный план оптимизации пространственной среды на 2022-2023 учебный год № 1. 2. 3. 4. Название Центр «Сенсорного развития» Центр природы Центр театра Центр конструирования развивающей предметно- Наполнение Дополнить материалами для математики и элементарного счета Добавить центр элементарного экспериментирования Изготовить мини-декорации для спектаклей Приобрести конструкторы из серии «Лего» 3.6. Педагогическая диагностика При реализации Программа проводится оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Цель диагностики: изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности. Структура педагогической диагностики: Первый этап - проектировочный. Определение целей и методов диагностики. 32 Второй этап - практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации. Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов. Четвертый этап - интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Пятый этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год : октябрь, апрель. Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: Деятельностных умений ребенка; Интересов, предпочтений, склонностей ребенка; Личностных особенностей ребенка; Поведенческих проявлений ребенка; Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; Особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. Основные диагностические методы: Наблюдение; Проблемная (диагностическая ситуация); Анализ продуктов детской деятельности. Формы проведения педагогической диагностики: Индивидуальная; Подгрупповая Групповая. 3.7. Взаимодействие с родителями План работы с родителями на 2022–2023 учебный год Сентябрь 1. Консультация «Кризис трёх лет» 2. Консультация «Ребёнок в машине» (как правильно провозить ребёнка в транспорте) 3. Беседа с родителями «Подготовка детей к учебному году» 4. Памятки для родителей: «Давайте почитаем», «Развиваемся, играя», «Учимся наблюдать за изменениями в природе». Октябрь 1. Консультация «Расти здоровым, малыш» 2. Беседа «О необходимости развития мелкой моторики» 3. Памятки для родителей: «Развиваемся, играя», «Давайте, почитаем», «Учимся наблюдать за изменениями в природе» Ноябрь 1. Консультация «Начинаем утро с зарядки» 2. Родительское собрание «Игры с ребёнком 3-4 лет в домашних условиях» 3. Тематический вечер «Мамочка любимая» 33 4.Памятки для родителей: «Развиваемся, играя», «Давайте, почитаем», «Учимся наблюдать за изменениями в природе» Декабрь 1. Консультация «Внимание наступает зима» 2. Выставка работ «Мастерская Деда Мороза» 3. Помощь родителей в подготовке костюмов к новогоднему утреннику 4. Развлечение «Здравствуй праздник Новый год!» 5. Памятки для родителей: «Развиваемся, играя», «Давайте, почитаем», «Учимся наблюдать за изменениями в природе» Январь 1. Консультация «В чём причины детской застенчивости» 2. Памятки для родителей: «Развиваемся, играя», «Давайте, почитаем», «Учимся наблюдать за изменениями в природе» Февраль 1. Оформление стенда «Наши защитники» 2. Папка передвижка «Какой хороший папа» 3. Консультация «Как стать самостоятельным» 4. Памятки для родителей: «Развиваемся, играя», «Давайте, почитаем», «Учимся наблюдать за изменениями в природе» Март 1. Консультация «Правила этикета» 2. Папка передвижка «Наши дорогие мамы» 3. Развлечение «8марта- праздник мам» 4. Памятки для родителей: «Развиваемся, играя», «Как одевать ребёнка весной», «Расскажите ребёнку о весне» Апрель 1. Консультация «Я и дорога» 2. Консультация «Заботимся о здоровье детей весной» 3. Развлечение «День радости» 4. Памятки для родителей: «Развиваемся, играя», «Чем занять ребёнка на прогулке весной», « Как одевать ребёнка весной» Май 1. Родительское собрание «Чему мы научились» 2. Консультация «Оздоровление детей в летнее время» 3. Привлечение родителей к озеленению участка 4. Памятки для родителей: «Давайте почитаем», «Чем занять ребёнка на прогулке весной», «Как одевать ребёнка весной» ПРИЛОЖЕНИЕ 34 Карта индивидуального развития воспитанника Ф.И. ребенка: ______________________________________________________ Возрастная группа: _________________________________________________ Учебный год: ______________________________________________________ № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 1. Показатели развития Уровни сформированности С СФ НС НГ КГ НГ КГ НГ КГ Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Развитие игровой деятельности Взаимодействует и ладит со сверстниками в непродолжительной совместной игре Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трёх человек на основе личных симпатий Соблюдает элементарные правила в совместных играх Принимает на себя роль, подбирает атрибуты для той или иной роли Дополняет игровую обстановку недостающими атрибутами, игрушками Объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей Участвует в совместных постановках, праздниках, театрализованных играх Разыгрывает небольшие отрывки из знакомых сказок, имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев Следит за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзывается (кукольный, драматический театры) Развитие ценностного отношение к труду Одевается и раздевается в определенной последовательности Помогать накрывать стол к обеду Выполняет элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Соблюдает элементарные правила 35 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. поведения в детском саду Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения В случае проблемной ситуации обращается к знакомому взрослому Результат: Образовательная область «Познавательное развитие» Конструктивно - модельная деятельность Знает, называет и правильно использует детали строительного материала Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими Формирование элементарных математических представлений Группирует предметы по цвету, размеру, форме Составляет при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы Находит в ближайшем окружении один и много одинаковых предметов Определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска) Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь Формирование целостной картины мира Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал) Ориентируется в помещениях детского сада Знает название родного города, название своей страны Имеет представление о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, 36 5. 6. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 1. повар, шофер, строитель) Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе Результат: Образовательная область «Речевое развитие» Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения Согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже Использует все части речи, простые нераспространенные предложения, предложения с однородными членами Результат: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Чтение художественной литературы Читает наизусть небольшое стихотворение (при помощи взрослого) Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него Рассказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя Изобразительная деятельность Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками Рисует самостоятельно, по собственной инициативе, по собственному замыслу Лепка Отделяет от большого куска глины (пластилина) небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней Лепит различные предметы, состоящие из 13 частей, используя разнообразные приемы лепки Аппликация Создает изображения предметов из готовых 37 2. 3. фигур Украшает заготовки из бумаги разной формы Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы Результат: Результаты педагогического наблюдения развития детей четвертого года жизни по освоению образовательной программы на начало учебного года Период__________________________________ Группа________________________________ Воспитатели__________________________ Общие результаты по образовательным областям Образовательные области Не сформирован Социально – коммуникативное развитие Познавательно развитие Художественноэстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие Находится в стадии формирования Сформирован …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% Общие результаты освоения образовательной программы Высокий Средний Ниже среднего % % % 38 Кол-во Кол-во Кол-во Вывод: Результаты педагогического наблюдения развития детей четвертого года жизни по освоению образовательной программы на конец учебного года Период__________________________________ Группа________________________________ Воспитатели__________________________ Сравнительный анализ общих результатов по образовательным областям Образовательные области Не сформирован Н/Г Находится в стадии формирования К/Г Н/Г Социально – коммуникативное развитие Познавательно развитие …. Детей ……% ….Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% Художественноэстетическое развитие …. Детей ……% …. Детей ……% Речевое развитие …. Детей ……% …. Детей ……% Физическое развитие …. Детей ……% …. Детей ……% К/Г Сформирован Н/Г …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% …. Детей ……% Общие результаты освоения образовательной программы Высокий Средний Ниже среднего % % % Вывод: 39 Кол-во Кол-во Кол-во К/Г 40