АОП для обучающегося с ТНР

Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
I. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………………………………………………...4
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………..4
1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………………………………………………………………………………..7
1.3. Особенности образовательного процесса……………………………………………………………………………………………………………8
1.4. Основные подходы к формированию программы…………………………………………………………………………………………………..9
1.5. Значимые характеристики ДОУ…………………………………………………………………………………………………………………….10
1.5.1. Общие сведения о коллективе, детей, работников, родителей………………………………………………………………………….............10
1.5.2. Характеристики особенностей развития детей…………………………………………………………………………………………………..10
1.6. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………………………………………………………...13
1.6.1. Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР………………………………………............14
1.6.2. Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) на
этапе завершения дошкольного образования………………………………………………………………………………………………..................15
II. Содержательный раздел………………………………………………………………………………………………………………………............17
2.1. Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям………………………………………………………….17
2. 2. Содержание коррекционно-развивающей работы в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..17
2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы………………………………………………………………………...............20

ПРИЛОЖЕНИЕ

2

Аннотация
Основная адаптированная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 4» разработана в соответствии с:

-

Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- СанПиН 2.4.3648-20

-

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ

Министерства образования и

науки РФ от 17.10.2013 г. №1155, зарегистрированном в Минюсте РФ 14.11.2013 г., № 30384).
Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы:

-

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / М.:

Просвещение, 2014.

-

Нищева Н.В. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (общим

недоразвитием речи) с 3 до7 лет» / СПб., 2015
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающаякоррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

3

Целевой раздел

I.
1.1.

Пояснительная записка

Адаптированная основная образовательная программа (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной
деятельности в МА ДОУ 6 г. Краснотурьинска для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79)
Федеральным законом

от

24.11.1995

№

181-

ФЗ

«О

социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

(ст. 18)
- СанПиН 2.4.3648-20
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30

августа

образовательной

2013 г.

№

деятельности по

1014 «Об

утверждении порядка

основным

общеобразовательным

организации и осуществления
программам

-

образовательным

программам

дошкольного образования»
- Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от17.10.2013 № 1155.
На обучение по адаптированной образовательной программе направляются дети по результатам прохождения Территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МА ДОУ 6 учитывает рекомендации ТПМПК по созданию для
детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) специальных образовательных условий, включающих в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных

4

пособий и дидактических материалов, специальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами.
Для

успешного

усвоения

детьми

Программы

педагогами,

реализующими

программу,

разрабатываются

индивидуальные

образовательные маршруты и определяется целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная деятельность.
Индивидуальный

образовательный

маршрут

определяется

образовательными

потребностями,

индивидуальными

способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).
Индивидуальные образовательные маршруты (далее ИОМ) детей с ОВЗ решают следующие задачи:
определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной
возможностям
определение

организации, соответствующих

и специальным потребностям ребенка;

объема,

содержания —

основных

направлений, организации психолого-педагогического сопровождения

ребенка и его семьи;
определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно- развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются
критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;
определение

необходимости,

степени

и

направлений адаптации основной образовательной программы организации;

определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых
приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:
Воспитателями, совместно с узкими специалистами, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный
компонент), затем фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса детей,
нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории).
При разработке индивидуального маршрута учитываются следующие принципы:

5



принцип опоры на обучаемость ребенка,



принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой
характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;


принцип соблюдения интересов ребенка;



принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);



принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении

проблемы.

Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению

будет очевиден;


принцип отказа от усредненного нормирования;



принцип опоры на детскую субкультуру.

Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный
детский опыт.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы
обеспечиваем нашему воспитаннику равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Условия реализации индивидуального маршрута (учебного плана) должны соответствовать условиям реализации основной
образовательной программе дошкольного образования, установленным ФГОС.
Программа разработана на основе следующих программ:
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцева, - СПб: ООО «Издательство «Детство - Пресс»,2014.

6

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет» /Н.В. Нищева - СПб: ООО «Издательство «Детство - Пресс»,2015.
1.2 Цели и задачи программы
Цель - является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного, личностного
развития воспитанников с ТНР, их позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с
взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи реализации АОП:
 обеспечивать условия для охраны и укрепления психофизического здоровья детей, их эмоционального благополучия и полноценного
развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии детей,
 способствовать овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками,
фонетической системой русского языка, элементами грамоты,
 формировать эмоционально-насыщенную предметно-пространственную развивающую среду, предусматривающую чередование
специально-организованной образовательной деятельности и нерегламентированной деятельности детей, способствующей успешному
эмоциональному, речевому и интеллектуальному развитию детей, возможности для их самовыражения и саморазвития,
 построить систему коррекционно-развивающей работы с детьми, обеспечивающей выравнивание речевого и психофизического
развития детей,
 создавать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, результатам их деятельности, что
позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству,

7

 максимально использовать образовательную деятельность разных видов, их интеграцию в целях повышения эффективности
коррекционно-развивающего процесса, вариативность образовательного материала, позволяющего развивать детей в соответствии с их
потребностями, интересами и особенностями,
 воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье,
эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения,
 формировать предпосылки к учебной деятельности, обеспечивая преемственность в работе детского сада и начальной школы,
 взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников,
 обеспечить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

1.3. Особенности образовательного процесса
Особенности образовательного
В

программе

процесса

(региональные, национальные, этнокультурные, климатические и другие):

предлагаемое содержание образования и психолого- педагогической работы представлено по областям:

«Познавательно развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей осуществляется посредством использования сквозных в рамках одной возрастной группы форм,
методов и приемов, обусловленных возрастными особенностями детей, принципов организации и руководства. Они едины для всех
направлений и объединяют компоненты в единую систему. Основу организации образовательного

процесса

составляет

комплексно-

тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах образовательной
деятельности, осуществляемой в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.
Образовательный

процесс осуществляется

по

двум режимам в группе, с учетом теплого и холодного периода года.

Группа функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.

8

Приоритетным направлением

деятельности

МА ДОУ «Детский сад № 6» является сохранение и укрепление здоровья детей,

обеспечение физической и психической безопасности, создание комфортных условий для развития физических, интеллектуальных и
личностных качеств каждого воспитанника.
1.4. Основные подходы к формированию программы
- Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного
образования и ее объему.
- Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с ОВЗ в различных видах общения и деятельности с учетом
их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
- Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,
развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена на
 создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы, гармоничного развития ребенка с ТНР, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
 создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
детей;
 реализацию общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с общим недоразвитием речи;

9

1.5. Значимые характеристики ДОУ
1.5.1. Общие сведения о коллективе, детей, работников, родителей
Основными участниками реализации Программы являются: дети дошкольного возраста, имеющие статус ОВЗ, родители (законные
представители), специалисты.
№
1.
2.

Характеристика детей и кадрового состава специалистов,работающих Количество
с
детьми с ОВЗ
Контингент детей с ОВЗ 3- 7 лет:
- ОНР 2 - 3 речевого уровня, тяжелое нарушение речи (ТНР), дизартрия 1
Специалисты:
- педагог- психолог
1
- инструктор по ФК
1
- музыкальный руководитель
1

1.5.2. Характеристики особенностей развития детей
Возрастные и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими,
психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное
явление со своими законами.
Дошкольное детство играет решающую роль
жизненного пути человека. Характеристика
правильной организации

в становлении личности, определяет ход её развития на последующих этапах

возрастных

особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ необходима для

осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного

образовательного учреждения (группы).
10

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями
перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями
психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что
интеллектуальное развитие ребенка, в определённой мере, зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к
возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при
которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном
слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с
ОНР (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит
из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов,
явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова,
лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа
существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер.
Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой
структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за
счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В
самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в

11

употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение
падежных форм и т. д.
Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и
глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только
оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется
недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и
фонетико- фонематического недоразвития.
Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может
наблюдаться неточное употребление

лексических

значений

слов.

Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует

существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при
образовании прилагательных от существительных.
По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в
согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем
замены

могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более

устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за
взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений
слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой
системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т- т’- с- с’- ц], [р- р’- л- л’- j] и др. Характерны своеобразные
нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при
понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность

12

речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Всё это показатели не закончившегося процесса фонемообразования.
Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно- ласкательных,
увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании
высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой
категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций,
психической активности.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы
Целевые ориентиры:
− не подлежат непосредственной оценке;
− не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
− не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
− не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей;
− не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении
требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Планируемые результаты развития детей дошкольного возраста разработаны на основании культурно-исторического и системнодеятельностного подходов, которые позволяют рассматривать развитие личности ребенка в единстве его познавательных, эмоционально-

13

личностных и поведенческих качеств. Планируемые результаты представляют собой целевые ориентиры для дошкольной ступени
образования, описывающие достижения ребенка к концу каждой возрастной ступени.
В ходе сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками осуществляется процесс развития личности ребенка, результатом
которого является решение актуальных для каждого возрастного этапа «задач развития». Полноценная реализация этих «задач развития»
обеспечивается гармоничным взаимодействием всех институтов социализации (детского сада, школы, семьи, учреждений дополнительного
образования), осуществляющих обучение и воспитание детей дошкольного возраста.
1.6.1. Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Социально-коммуникативное развитие:
В соответствии с основной Образовательной программой учреждения.
Познавательное развитие:
В соответствии с основной Образовательной программой учреждения.
Речевое развитие:
Ребенок:
 самостоятельно

получает

новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

 правильно

произносит все

звуки, замечает

 грамотно

использует

части речи, строит распространенные предложения;

все

ошибки в звукопроизношении;

 владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
 использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
 объясняет значения знакомых многозначных слов;
 пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание
которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

14

 пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и
интонационно- образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
 выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии
сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
 отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие
сообщения, рассказы «из личного опыта»;
 владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.
Художественно-эстетическое развитие:
В соответствии с основной Образовательной программой учреждения.
Физическое развитие:
В соответствии с основной Образовательной программой учреждения.

1.6.2.

Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры для детей с ограниченными возможностями

здоровья (ТНР) на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок:
- хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в

общении, умеет

задавать

вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок
или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование
предпосылок грамотности;
- любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
- способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;

15

- инициативен, самостоятелен в различныхвидах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной
деятельности;
- активен, успешно взаимодействует со сверстниками взрослыми;
- у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
- способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться,
старается разрешать конфликты;
- обладает чувством собственного достоинства, верой себя;
- умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
- у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

16

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.

Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание образовательных областей обеспечивается основной образовательной программой дошкольного образования «Детство»,
под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, - СПб: ООО «Издательство «Детство - Пресс»,2014.
Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, которые являются
сквозными на весь период дошкольного образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.
2. 2. Содержание коррекционно-развивающей работы в старшем дошкольном возрасте
Речевое развитие
Развитие словаря
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными
суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.

17

Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении,
многозначные слова.
Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными
прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголам с оттенками значений.
Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
Обогащать

экспрессивную

речь

за

счет

имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Закреплять понятие слово и умение оперировать им.
Совершенствование грамматического строя речи
 Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в
косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
 Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными
суффиксами.
 Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами
единичности.
 Закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать
однородные определения к существительным.
 Формировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
 Закреплять умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме
будущего простого и будущего сложного времени.

18

 Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения
простых предложений однородными членами.
 Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений

с

противопоставлением

и

сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
Развитие фонетико-фонематической системы языка
 Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
 Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
 Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя
стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.
 Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр,

градусник, перекресток,

температура и введением их в предложения.
 Закреплять навыки слогового

анализа и

синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

 Совершенствование фонематических

представлений,

навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

 Закреплять

гласных

согласных

представления

о

и

звуках,

их отличительных признаках.

 Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
 Закреплять

представления

о

твердости-мягкости, глухости- звонкости согласных звуков.

Развитие связной речи и коммуникативных навыков
 Развивать

стремление обсуждать

 Стимулировать

развитие

 Совершенствовать навыки

и

увиденное,

рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

формирование

ведения

диалога,

не

только познавательного интереса, но и познавательного общения.

умение

19

задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

 Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки - описания о предметах и объектах по заданному плану и
самостоятельно составленному плану.
 Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
 Формировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
 Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих
изображенному или последующих за изображенным событием.

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Формы реализации программы:
В соответствии с основной Образовательной программой учреждения.
Особенности

организации

образовательной

деятельности

в

соответствии

с

основной

Образовательной

программой

учреждения раздела
Особенности образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ТНР.
Программа коррекционной работы на дошкольной

ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные

направления отражают её основное содержание:
- диагностическая

работа

обеспечивает

своевременное

выявление детей с нарушениями речи, проведение их обследования и

подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условия образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и
коррекцию недостатков речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков;

20

- консультативная

работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и

их

семей

по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Выполнение

коррекционных,

комплексному подходу

и

развивающих и

воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря

интеграции усилий

специалистов

педагогического

и медицинского профилей и

семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию
творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную
работу педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора

по

физическому

воспитанию,

воспитателей

и

родителей

дошкольников.
В Программе взаимодействие специалистов и родителей отражено во всех пяти образовательных областях.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит воспитатель.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог. При этом педагогпсихолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию
воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием
любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели, педагог-психолог при условии,
что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель.

21

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физической культуре при обязательном
подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов
и родителей дошкольников.
Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:
Придворев Олег Станиславович
Дата рождения: 23.07.2015 г.
Группа: подготовительная группа
Адрес: ул. Октябрьская, 20 А - 34
Заключение
ТПМПК

и

рекомендации

Ф.И.О. родителей:
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Мать
–
Придворева
Екатерина Воспитатель –
Абубакирова Гульчехра
Александровна
Аблакимовна
Отец– Придворев Станислав Валерьевич
Педагог-психолог – Владимирова Юлия
Фаритовна

Заключение № 200197 от 24.12.2020г. - адаптированная основная образовательная программа д
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Основная цель на текущий период
в
направлении
развития
и
социализации ребенка

Создание специальных условий для всестороннего развития воспитанника с ТНР в целях
обогащения его социального опыта и гармоничного развития, дальнейшей адаптации к жизни и
школьному обучению.

Общие
задачи
реализации АОП

Способствовать развитию всех психических познавательных процессов с учетом возможностей,
потребностей и интересов дошкольника.
Укреплять физическое и психическое здоровье ребенка, способствовать эмоциональному
благополучию.
Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности воспитанника, формировать предпосылки

на

период

22

учебной деятельности.
Консультировать и поддерживать семью, с целью повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Индивидуальные
потребности
воспитанника
в
материальнотехнических ресурсах
Режим пребывания ребенка в ОУ
Соматическое состояние

нет
Режим полного дня: 5 дней в неделю.
Группа здоровья - II
Группа физических занятий – основная

Сетка образовательной деятельности воспитанника

Направление работы

Кол-во занятий
5 дней в неделю

Педагогическая помощь
Психологическая помощь
коррекционно-развивающая направленность
игровое взаимодействие по развитию эмоционально-волевой сферы с
использованием арттехнологий.
Логопедическая помощь

1 раз в неделю

2-3 раз в неделю

Форма
проведения
Индивидуальные,
групповые
Групповые
Индивидуальные

Ф.И.О.
специалиста
Воспитатели

Индивидуальные

Учительлогопед
В детском
центре
«Паритошка»

Начало-конец года (по Индивидуально
мере необходимости)

Осмотр врача психиатра, невролога

23

Педагогпсихолог

Врач психиатр,
невролог

Направления коррекционно-развивающей работы
Специалисты
воспитатель

педагог-психолог

учитель-логопед
Детский центр
«Паритошка»

родители

Задачи
 способствовать формированию представлений о себе и окружающем мире, элементарных навыков для
выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
 формировать умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие
предметы и явления, положительно относиться к ним;
 формировать умения использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с
невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
 формировать умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать отношения соответствие между
различными множествами и элементами множеств, умение ориентироваться во времени и пространстве.
 формировать структурные компоненты языка - фонетический, лексический, грамматический;
 формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции (развитие связной, диалог,
монолог);
 формировать необходимые двигательные умения и навыки.
 Корректировать и развивать компетенции коммуникативной и эмоциональной сферы;
 развивать произвольную регуляцию деятельности, пространственно-временных представлений;
 активизировать познавательную деятельность
 корректировать дефекты звукопроизношения;
 способствовать развитию фонематического восприятия;
 уточнить, расширить и обогатить лексический запас;
 способствовать формированию грамматического строя речи;
 развивать связную речь;
 способствовать формированию коммуникативных навыков общения.
 создавать ситуации успеха, условия для проявления самостоятельности, творческого общения;
 развивать разнообразные познавательные интересы;
 стимулировать вопросы причинно-следственного характера;

24

 стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и
правила, относить содержащиеся в них требования к себе;
 создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.05.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34384) 6-31-85

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».