СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………………...3 1.1.1. Цели и задачи реализации образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..4 1.1.2. Принципы и подходы к реализации образовательной области « Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..6 1.1.3.Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) основной общеобразовательной программы дошкольного образования…………………………………………………………………7 Раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Содержание работы по освоению образовательной области «художественно-эстетическое развитие» - музыкальная деятельность для детей 4–го года жизни 2.1.1. Характеристика особенностей детей 4-го года жизни……………………………………………………………………………………………….9 2.1.2. Тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности………………………………………………………………………10 2.2. Содержание работы по освоению образовательной области «художественно-эстетическое развитие» - музыкальная деятельность для детей 5–го года жизни . 2.2.1.Характеристика особенностей детей 5-го года жизни……………………………………………………………………………………………….13 2.2.2. Тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности………………………………………………………………………14 2.3. Содержание работы по освоению образовательной области «художественно-эстетическое развитие» - музыкальная деятельность для детей 6–го года жизни . 2.3.1.Характеристика особенностей детей 6-го года жизни……………………………………………………………………………………………….16 2.3.2. Тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности………………………………………………………………………17 2.4. Содержание работы по освоению образовательной области «художественно-эстетическое развитие» - музыкальная деятельность для детей 7–го года жизни . 2.4.1. Характеристика особенностей детей 7-го года жизни………………………………………………………………………………………………19 2.4.2. Тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности………………………………………………………………………20 2.4.3. Традиционные музыкальные праздники и развлечения…………………………………………………………………………………………….23 Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность………………………………………………………………………………………………………………………26 3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность………………………………………………………………………………………………………………………31 3.3.Учебный план…………………………………………………………………………………………………………………………………………….32 3.4. Педагогическая диагностика……………………………………………………………………………………………………………………………40 2 Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1.Пояснительная записка Нормативно - правовое обеспечение: Программа разработана в соответствии с современными нормативными документами: - Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 год № 08-249 «Комментариями к ФГОС дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014г. N 08-10 «План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В разработке рабочей программы учтены рекомендации авторов примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство». Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. 3 1.1.1. Цели и задачи реализации образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Цель программы - Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; становление этетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Задачи образовательной деятельности 4 год жизни 1) Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку. 2) Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука высоты, длительности, тембра, динамики. 3) Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников. 5 год жизни 1) Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки. 2) Развивать умения общаться и сообщать о себе, воем настроении с помощью музыки. 3) Развивать музыкальный слух – интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте. 4) Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки. 5) Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах. 6) Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях. 7) Стимулировать желание ребенка, самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. 4 6 год жизни 1) Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки. 2) Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов. 3) Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности. 4) Развивать умения творческой интерпретации музыки равными средствами художественной выразительности 5) Развивать певческие умения 6) Стимулировать освоение умений игрового музицирования 7) Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев . игр, оркестровок. 8) Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности. 7 год жизни 1) Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами , стилями и направлениями в музыке. 2) Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов. 3) Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности. 4) Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности. 5) Развивать умения чистоты интонирования в пении. 6) Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья по средствам игрового музицирования 7) Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок. 8) Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности. Задачи (часть, формируемая участниками образовательных отношений) 1) Развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможности каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности. 2) Формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры. 1 1 И.М. Каплунова., И.А. Новоскольцева Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: «НЕВСКАЯ НОТА». 2015. 5 1.1.2. Принципы и подходы к реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Сотрудничество МА ДОУ№6 с семьей; Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов к возрасту и особенностям развития); Учет этнокультурной ситуации развития детей. Принципы и подходы к организации образовательного процесса (часть, формируемая участниками образовательных отношений): Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всеем разделам музыкального воспитания. Принцип соотношения музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. Принцип партнёрства. Общение с детьми должно происходить на равных, партнёрских отношениях. 2 2 И.М. Каплунова., И.А. Новоскольцева Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: «НЕВСКАЯ НОТА». 2015. 6 1.1.3.Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной области «Художественноэстетическое развитие» (музыкальная деятельность) основной общеобразовательной программы дошкольного образования К четырём годам: - проявляет эмоциональную отзывчивость - начинает в мимике и жестах различать эмоциональное состояние людей, веселое и грустное настроение, веселую и грустную музыку, сверстников и взрослых. - охотно включается в совместную деятельность со взрослыми, подражает его действиям. К пяти годам: - сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления музыкальной деятельности. - эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы. - выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. - проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. - проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. К шести годам: - проявляет самостоятельность в различным видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативе. - понимает эмоциональное состояние взрослых и детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи. - способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы. Картины, скульптурного изображения. - высказывает свое мнение по причине того или иного эмоционального состояния людей. Понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе. - согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров. К семи годам: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность. 7 - ребенок обладает развитым изображением, которое реализуется в разных видах деятельности. - может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. - он подвижен вынослив. Владеет основными движениями, может контролировать своими движениями и управлять ими. - проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам. Планируемые результаты освоения программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений) - у ребенка развиты музыкальные и творческие способности (с учётом возможности каждого посредством различных видов музыкальной деятельности. - сформировано начало музыкальной культуры, развита общая духовная культура. 3 3 И.М. Каплунова., И.А. Новоскольцева Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: «НЕВСКАЯ НОТА». 2015. 8 Раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ Содержание образовательной области «художественно-эстетическое развитие» - музыкальная деятельность реализуется с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной образовательной «Детство» под редТ. И, Бабаевой, А.Г., Гогоберидзе, О. В. Солнцевой (стр. 143-172) и в соответствии с парциальной программой «Ладушки» И. Новоскольцева, И. Каплунова. 2.1.Содержание работы по освоению образовательной области «художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность для детей 4–го года жизни 2.1.1. Характеристика особенностей детей 4-го года жизни. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, он может сопереживать другому ребёнку. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ( его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования. Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. У детей 4 года жизни складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под) имеют представления о праздниках ( новый год, день рождения) В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами –заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию.) совершенствуется звукоразличение, звук: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и др.) начинает проявлять интерес и изобразительность по отношениям к различным видам (музыкально-художественной деятельности) 9 2.1.2.Тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности. Виды музыкальной деятельности детей 4-го года жизни: - приветствие -музыкально-ритмические движения - развитие чувства ритма, музицирование - пальчиковая гимнастика - восприятие музыки - распевание. Пение - пляски, игры, хороводы. Месяц Сентябрь Тема «Что нам лето подарило?»» «Азбука безопасности» «Щедрая хозяйка-золотая осень» «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой» Задачи - закрепить знания и представления воспитанников о лете, его признаках - сохранять и укреплять физические качества воспитанников. - познакомить детей с сигналами светофора - расширить представление детей об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения. - развивать музыкально-творческие способности детей, поддерживать эмоционально положительный настрой - способствовать раскрытию творческих способностей детей. - развивать артистичность, выразительность, отзывчивость. 10 «Домашние животные и птицы» «Дикие животные и птицы» Ноябрь «Мои любимые игрушки» «Мой дом» «Осторожно огонь» «Неделя добрых дел» Декабрь «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» «Зима спешит к нам в гости» «В мире животных» Январь «Новый год у ворот» «Прощание с ёлочкой» «Народные праздники на Руси» «Быть здоровыми хотим» Февраль «Каникулы, мои увлечения» - Учить детей классифицировать животных на диких и домашних - Воспитывать любовь к животным - Воспитывать желание бережно и аккуратно играть с игрушками - Формировать понятие «Мой дом» - способствовать формированию элементарный знаний о пожаре,его последствиях. - Развивать у детей доброе отношение к миру. - Формирование умения выражать свои чувства. - Продожать занкомить детей с наиболее типичными явлениями зимы. - Развивать наблюдательность, мышление и память детей. - Вызвать праздничное настроение от приближающего праздника. - Вызвать у детей чувство радости и сплоченности. - Закрепить знания у детей о зимних развлечениях - Формировать знания о здоровом образе жизни. - развитие интереса к различным играм, 11 «До чего дошел прогресс??! Мир технических чудес!» «День защитников отечества» Март «Много есть профессий разных» «Международный женский день» «К нам весна шагает» «Весна начинается-звери просыпаются» Апрель «Книжкина неделя» «Дружба крепкая» «Космические просторы» творческих способностей -вызвать у детей познавательный интерес, умение мыслить логически. - Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу Родину. - Рассказать о профессиях детского сада - Выполнять движения по показу педагога - Вызвать у детей праздничное настроение. - На основе наблюдений учить замечать изменения в природе» - легко бегать на носочках, выполнять полуприсяды «пружинки» -воспитывать бережное отношение к книгам. - Учиться выполнять танцевальные движения в парах, уметь работать в парах. - уметь различать динамику(тихо-громко) - Учить слышать начало и окончание музыки - Развивать координацию движений «Календарный калейдоскоп» Май «Мир вещей» «Этот день победы!» «Природа – наш дом!» - Развивать элементарные пространственные представления - расширять словарный запас 12 «Семейный хоровод» «Скоро лето» - формировать элементарные плясовые навыки - развивать координацию движений 2.2. Содержание работы по освоению образовательной области «художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность для детей 5–го года жизни 2.2.1.Характеристика особенностей детей 5-го года жизни Дети пятого года жизни всё еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинает складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Дети имеют дифференцированное представление о собственное гендерной принадлежности. Любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре, в игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающие образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и тд. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на музыкальные произведения и изобразительно искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинаю понимать более целостно образы и воспринимать сюжеты. 13 2.2.2. Тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности. Месяц Сентябрь Тема «Что нам лето подарило?»» «Азбука безопасности» «Щедрая хозяйказолотая осень» «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой» Задачи - вызвать радостное настроение от праздника - Научиться ходить друг за другом бодрым шагом - Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения - Увеличивать знания о разных профессиях, расширять словарные запас. «Домашние животные и птицы» «Дикие животные и птицы» «Мои любимые игрушки» - вызвать радостное настроение от праздника Октябрь «Мир природы. Домашние животные и птицы» - пропевать слоги (Да-До-Ду и др) научиться брать правильно дыхание. «Мир природы, дикие 14 животные и птицы» - научить различать диких и домашних животных по голосам. «Народная игрушка» Ноябрь «Неделя добрых дел» - познакомить с народным музыкальным репертуаром. - формировать знания о Родном крае, развивать чувство ритма, знакомиться с жанром –марш. - расширять знания о пожаре, его последствиях, уметь решать проблему логическим способом. - Развивать у детей доброе отношение к миру. «Мамин день» - развивать творческие способности у детей. «Зима спешит к нам в гости» - уметь прохлапывать ритмические рисунки в картинках. «Зима, дикие животные и птицы» - развивать фантазию, уметь изображать животного ,развивать творческие способности детей - вызвать праздничное настроение, уметь ходить росным кругом в разных направлениях. - Узнавать и понимать народную музыку «Страна в которой я живу!» «Осторожно огонь» Декабрь Январь «Новый год у ворот» «Народные праздники на Руси» «Зимние забавы» Февраль - Различать характерную музыку (придумывать простейшие сюжеты с помощью педагога) - выполнять лёгкий бег, в рассыпную и по кругу. «Быть здоровыми хотим» «Каникулы ,мои увлечения» -придумывать простейшие элементарные пляски «Что из чего сделано?» -развивать артикуляционный аппарат «День защитников - Развивать память о защитниках отечества , через 15 отечества» Март «О любимых мамах» «Международный женский день» музыкальные игры. - Развивать певческие навыки Различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки - учиться выполнять солирующие роли «К нам весна шагает» Апрель «Весна начинается-звери просыпаются» «Дружба крепкая» -учиться слаженно работать в подгруппах на занятии «Театральный калейдоскоп» - Играть простейшие ритмические рисунки на музыкальных инструментах - Подбирать иллюстрации к музыкальным произведениям «Мир вещей» -Различать понять (форте и пиано) «Этот День Победы» - слушать друг друга в оркестре,уметь вступать вместе «Природа-наш Дом» -развивать дыхательный аппарат «Семейный хоровод» -уметь ходить ровным кругом, различать и понимать двухчастную форму. -передавать в пении характер песни «Космические просторы» Май - развивать фантазию ,придумать коллективно песню по теме» «Скоро лето» 2.3.Содержание работы по освоению образовательной области «художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность для детей 6–го года жизни 16 2.3.1. Характеристика особенностей детей 6-го года жизни Дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства , в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. 2.3.2.Тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности. Месяц Сентябрь Тема «Что нам лето подарило?»» «Азбука безопасности» «Щедрая хозяйказолотая осень» Задачи - Расширять знания о школе, через игры, постановки спектаклей - уметь бегать по кругу в рассыпную - закреплять знания об осени, учиться придумывать движения под текст песни - петь соло, цепочкой, подгруппами «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой» «Домашние животные и птицы» 17 «Дикие животные и птицы» «Мои любимые игрушки» - вызвать радостное настроение от праздника Октябрь «Мир животных, домашние животные и птицы» -Петь выразительно, протягивая гласные звуки «Мир животных, дикие животные и птицы» -Прохлапывать ритмические песенки «Народная игрушка» Ноябрь Декабрь Январь «Неделя добрых дел» -Узнавать народную музыку -Совершенствовать координацию рук, выполнять задания по подгруппам -проговаривать ритмические формулы «Мамин день» -петь сопровождая пение имитационными движениями. «Зима спешит к нам в гости» «Зима, дикие животные и птицы» «новый год у ворот» «Народные праздники на Руси» -Развивать дыхательный аппарат -Прохлопывать ритмические песенки - доставить радость и хорошее настроение «Осторожно огонь» «Зимняя олимпиада» -Понимать и ощущать четырехдольный размер -Играть на музыкальных инструментах ритмические формулы 18 - развивать координацию движений Март «Быть здоровыми хотим» «Международный женский день» - вызвать радостное настроение от праздника -Выполнять правильно подскоки «К нам весна шагает» Апрель Май «Весна начинается-звери просыпаются» -Выполнять элементарные движения «Ковырялочку» «Книжкина неделя» «Дружба крепкая» «Космические просторы» -Познакомить детей с композитором П.И.Чайковский - развивать внимание память, интанационную выразительность -Продолжать знакомить с разными жанрами в музыке «Театральный калейдоскоп» -Сочинять простые песенки и сказки «Мир вещей» «Этот день победы» «Семейный хоровод» - Развивать артикуляционный апарат - Ритмично маршировать, познакомиться с разными видами маршей - выполнять самостоятельно музыклаьно ритмические движения -Расширять певческий диапазон «Скоро лето» - Вызвать радостное настроение от праздника «Природа-наш дом» 2.4. Содержание работы по освоению образовательной области «художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность для детей 7–го года жизни 19 2.4.1. Характеристика особенностей детей 7-го года жизни Ребенок на пороге школы обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя, как субъект деятельности и поведения. Мотивационнная сфера дошкольников седьмого года жизни расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. У них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Большую значимость для детей 7ого года приобретает общение между собой. К семи годам дети определяют перспективы, взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. В играх дети седьмого года жизни способны отражать достаточно сложные социальные события. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой-более логичным и последовательным. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов, приводит к стремлению получить знания о новых видах, жанрах искусства. (история создания музыкальных шедевров),(жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинаю проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. 2.4.2. Тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности. Месяц Тема Задачи - доставить радостное настроение у детей от сентябрь прадника «Что нам лето подарило?»» «Азбука безопасности» - развивать у детей навыки правильного «Щедрая хозяйка-золотая осень» поведения в экстремальных ситуациях, при 20 «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой» контакте с опасными людьми на улице и дома. - совершенствовать движение рук, ориентироваться в пространстве - выполнять движения по подгруппам «Домашние животные и птицы» «Дикие животные и птицы» «Мои любимые игрушки» октябрь «Мир природы, домашние животные и птицы» «Мир природы, дикие животные и птиц» - передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения. - танцевать легко, задорно, менять движения с сменой музыки «Народная игрушка» - развивать кругозор, внимание, память, речь, расширять словарный запас. - знакомить с творчеством русских и зарубежных композиторов ноябрь «Страна, в которой я живу» - расширять представления о родном крае «День народного единства» - развивать воображение и творчество детей, расширять интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа. «Осторожно огонь» 21 - воспитывать любовь и уважение к родному человеку декабрь «Мамин день» «Зима спешит к нам в гости» «Новый год у ворот» - услышать слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления - самостоятельно придумывать танцевальные движения «Народные праздники на Руси» - чисто интонировать, передавать в пении характер. - знакомство с народными праздниками «Зимняя олимпиада» - доставить удовольствие от развлечения «Быть здоровыми хотим» - ритмично играть на музыкальных инструментах по подгруппам «Каникулы, мои увлечения» «Мир технических чудес» - активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии - придумать свои движения под музыку «День защитников отечества» - развивать внимательность, расширять кругозор. «О любимых мамах» - петь согласованно и выразительно, слышать партию солиста. - выполнять разнообразные движения в соответствии с музыкой . «Зима. дикие животные и птицы» январь февраль март «Международный женский день» 22 апрель «К нам весна шагает» - развивать звуковысотный слух и голос «Весна начинается-звери просыпаются» - самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах - знакомство с творчеством композиторов и писателей. - доставить удовольствие от развлечения «Книжкина неделя» «Дружба крепкая» «Космические просторы» -доставить радостное настроение детям от развлечения «Театральный калейдоскоп» «Мир вещей» май «Этот день победы» «Природа-наш дом» -развивать эмоциональную отзывчивость на характерную музыку - сочетать пение с движением - Воспитывать любовь и уважение к родине, выполнять танцевальные движения . - чисто интонировать, передавать в пении характер музыки «Семейный хоровод» - петь выразительно и согласованно «Скоро лето!» - доставить радостное настроение от праздника 2.4.3.Традиционные музыкальные праздники и развлечения 23 В основе построения образовательного процесса лежит комплексно-тематическое планирование воспитательнообразовательной работы в ДОУ. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: • явлениям нравственной жизни ребенка, • окружающей природе, • миру искусства и литературы, • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям, • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.) • сезонным явлениям, • народной культуре и традициям. Содержание «Что нам лето подарило?» «Путешествие в страну знаний» «Что нам осень подарила?» (познавательный досуг) «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой» (концерт) «Теремок» (Инсценировка сказки) «Звучат народные инструменты» (Музыкальная гостиная) «Дружба народов мира» (фестиваль) «Мамочка любимая» (тематические вечера) «В мире животных» (досуг) Возрастная группа Дети 4-го,5-го года жизни Дети 6-го,7-го года жизни ВСЕ ГРУППЫ ВСЕ ГРУППЫ Период Сентябрь Октябрь Дети 4-го,5-го года жизни Дети 5-го, 6-го,7-го года жизни Дети 5-го, 6-го, 7-го года жизни ВСЕ ГРУППЫ Ноябрь Дети 4-го года жизни Декабрь 24 «Новый год у ворот» (Праздник) «Прощание с ёлочкой» (Развлечение) «Коляда, коляда» (Досуг) «Зимние забавы» (спортивное развлечение) «Зимняя олимпиада» (спортивное развлечение) «Зажигаем звёзды» (концерт) «Представление фокусника» (развлечение) «Чудеса техники» (познавательный досуг) «День защитника Отечества» (Спортивный праздник) «Международный женский день» (концерт) «К нам весна шагает» (развлечение) «Масленица» (развлечение) «Весенние посиделки» (театрализованное представление) «Как звери весну встречают» (познавательный досуг) «Заюшкина избушка» (театрализованное представление) «День радости» (развлечение) «Когда мои друзья со мной» (развлечение) «Путешествие на остров групп» (развлечение) ВСЕ ГРУППЫ ВСЕ ГРУППЫ ВСЕ ГРУППЫ Дети 4-го,5-го года жизни Дети 6-го, 7-го года жизни Дети 7-го года жизни Дети 5-го года жизни Январь Февраль Дети 7-го года жизни Дети 5-го, 6-го, 7-го года жизни ВСЕ ГРУППЫ Март Дети 4-го года жизни Дети 5-го года жизни Дети 7-го года жизни Дети 4-го года жизни Дети 5-го года жизни Дети 4-го года жизни Дети 5-го года жизни Апрель Дети 6-го года жизни 25 «Космические дали» (развлечение) «Под грибом» (театральное представление) «Три медведя» (театральное представление) «Это день Победы!» (конкурс чтецов) «Природа - наш дом!» (развлечение) «Что нужно в школу» (досуг) «откуда приходит лето?» (познавательный досуг) «Краски лета» (развлечение) «Выпускной бал» (концерт) Дети 7-го года жизни Дети 4-го года жизни Дети 7-го года жизни Дети 5-го, 6-го, 7-го года жизни Дети 7-го года жизни Дети 7-го года жизни Дети 4-го года жизни Май Дети 5-го года жизни Дети 7-го года жизни Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 26 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность Возрастная группа Дети от 3 до 7 – ми лет Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Комплексная образовательная программа дошкольного образования Т.И. Бабаева А.Г. Гогоберидзе и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2016. ЛАДУШКИ Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Младшая группа. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева ИЗДАТЕЛЬСТВО «Композитор СПб 2007. Образовательная область «Музыка» А.Г. Гогоберидзе В.А. Деркунская – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДетствоПресс», 2012 Учите детей петь: ( Песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1986. ЛАДУШКИ Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Средняя группа. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева ИЗДАТЕЛЬСТВО «Композитор СПб 2007. ЛАДУШКИ Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая группа. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева ИЗДАТЕЛЬСТВО «Композитор СПб 2008. ЛАДУШКИ Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Подготовительная группа. 27 Учите детей петь: ( Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987 Учите детей петь: ( Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988 И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева ИЗДАТЕЛЬСТВО «Композитор СПб 2009. ЛАДУШКИ Дополнительный материал занятий с аудиоприложением. Подготовительная группа. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева ИЗДАТЕЛЬСТВО «Композитор СПб 2009. АХ. КАРНАВАЛ. 1 часть. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева ИЗДАТЕЛЬСТВО «Композитор СПб 2007. АХ. КАРНАВАЛ. 2 часть. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева ИЗДАТЕЛЬСТВО «Композитор СПб 2006. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. ДОНОТКИНО. Соковнина. – М.: Тютюнникова Т.Э. Просвещение, 1983. Часть 1. Учебное пособие.- М.: педагогическое общество России 2005. Журнал Музыкальный руководитель КАРНАВАЛ СКАЗОК 2 ООО Издательский дом Праздники в детском саду «Воспитание дошкольника» И.М. Каплунова 28 2016. Журнал Музыкальный руководитель ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2014. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры.: СПб «ДЕТСТВОПРЕСС», 2009. Детские забавы – Е.Д. Макшанцева: Просвещение 1991 ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА. А.И. Савенков. МОСКВА 1999 Развивающие игры для дошкольников. Васильева Н.Н. Новоторцева Н.В. Ярославль: Академия развития, 1996. Развитие эмоционального И.А. Новоскольцева Издательство «Композитор Санкт-Петербург» 2007 Пойди туда, не знаю куда. Осенние праздники на основе фольклора. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева Издательство «Композитор Санкт-Петербург» 2005. ТОП-ТОП КАБЛУЧЕК Танцы в детском саду 1. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева И.В. Алексеевой. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2000 ТОП-ТОП КАБЛУЧЕК Танцы в детском саду 2. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева И.В. Алексеевой. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005 Хи-хи-хи да ха-ха-ха. Выпуск 1. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева Методическое пособие с аудиоприложением для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. Санкт-Петербург 2009. 29 мира детей. Кряжева Н.Л. Ярославль: Академия развития, 1996. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Михайлова М.А. Горбина Е. В. Ярославль: Академия развития, 1996. Сказки, сказания, былины, предания. Ярославль: Академия развития, 1997 Праздники в детском саду Тубельская Г.Н. М.: «ЛИНКАПРЕСС», 2001 Праздники в детском саду: Луконина Н.Н. Чадова Л.Е. М.: Айрис-пресс 2004. Хи-хи-хи да ха-ха-ха. Выпуск2 . И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева Методическое пособие с аудиоприложением для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. Санкт- Петербург 2009. Цирк! Цирк! Цирк! Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005. Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. И.М. Каплунова И.А. Новоскольцева Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005. Я живу в России. Приключения лягушат: Песни и стихи о Родине, мире, дружбе. Музыкальные сказки с нотным Для детей старшего дошкольного и младшего дошкольного приложением для старшей возраста. группы. И.М. Каплунова Зарецкая Н.В. – М.: ТЦ Сфера И.А. Новоскольцева 2003. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2006. 30 Праздники в детском саду: Луконина Н.Н. М.: Айрис-пресс 2005. Детские игровые песни с нотами. Чаморова Н.В. – Москва ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2006. 3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность 31 Развивающая предметно-пространственная среда является средством, стимулирующим самостоятельную музыкальную деятельность детей, и помогает им окунуться в мир музыки, расширить представления о ней, развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь. В музыкальном зале и групповых комнатах используются специальные информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций. Познание музыки и ее красоты происходит не только в НОД, праздниках, развлечениях, но и в музыкальных центрах каждой группы, подбор музыкальных и самодельных шумовых инструментов (султанчики, шуршанчики, коробочки, трещотки, погремушки и тд…озвученных и неозвученных музыкальных игрушек (фабричных и самодельных), пособий и приспособлений для каждой группы происходит с учетом национально-культурных, климатических условий, возрастных особенностей детей и время от времени обновляются. Целесообразное их размещение создает необходимую развивающую предметную среду, побуждающую ребенка к самостоятельным действиям и вызывающую интерес к музыкальному искусству. Оборудование музыкального центра разделяется на 2 уровня: для воспитателя и для детей.На верхней полке помещаются инструменты, которые используются детьми дозировано (металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под присмотром воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки), на нижней полке – барабаны, ложки, треугольники, маракасы. В младших группах необходимые пособия находятся в игровой зоне, так как у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, и они не могут исполнять музыку, а лишь «играют в нее», включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Кроме того в музыкальных центрах используются диски с произведениями классической музыки, песен и музыкальных сказок. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды. Учет уровня музыкального развития дошкольников. Учет музыкальных интересов, субкультуры и индивидуальных особенностей детей. Образный, музыкальный характер содержания среды. Синкретический и полифункциональный характер оборудования, предметов и материалов. Доступность оборудования, предметов и материалов детям. 32 3.3. Учебный план Объем учебной нагрузки (продолжительность НОД) в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13): для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Учебный план предусматривает виды деятельности для реализации задач обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть образовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – не более 40% от общего объема. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (план непрерывной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста) основной образовательной программы дошкольного образования Образовательная область Непрерывная образовательная деятельность/виды деятельности Возрастные группы детей/ Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты/кол-во периодов) 4-й год жизни Н М Г Социальнокоммуникативное 5-й год жизни Н М Г Обязательная часть Игровая деятельность Организуется во взаимодействии взрослого с детьми, во всех видах НОД, в процессе 33 Познавательное развитие Познавательноисследовательская деятельность режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. Организуется во взаимодействии взрослого с детьми, во всех видах НОД, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. 24 105ми 945 32 140 1260 мин н мин мин мин мин (1,6) (7) (63) (1,6) (7) (63) Речевое развитие Коммуникативная деятельность 9 мин (0,6) Восприятие художественной литературы, фольклора Осуществляется во взаимодействии взрослого с детьми в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. 9 мин 45 405 12 60 540 (0,6) мин мин мин мин мин (3) (27) (0,6) (3) (27) развитие Самообслуживание и элементарный бытовой труд Художественноэстетическое развитие Изобразительная деятельность Конструирование/ Изобразительная деятельность 15 мин (0,5)/ 15 мин (0,5) 45 мин (3) 30 мин (2)/ 30 мин (2) 405 мин (27) 270 мин (18)/ 270 мин (18) 12 мин (0,6) 20 мин (0,5)/ 20 мин (0,5) 60 мин (3) 40 мин (2)/ 40 мин (2) 540 мин (27) 360 мин (18)/ 360 мин (18) 34 Физическое развитие Музыкальная деятельность 22 мин (1,5) 90 мин (6) 810 мин (54) 30 мин (1,5) 120 мин (6) 1080 (54) Двигательная деятельность 39 мин (2,6) 165 мин (11) 1485 мин (99) 52 мин (2,6) 220 мин (11) 1980 мин (99) 118 мин (7,9) 510 мин (34) 4590 мин (306) 158 мин (7,9) 680 мин (34) 6120 мин (306) Итого в обязательной части Часть, формируемая участниками образовательных отношений 6 мин 15 мин 135 8 мин 20 мин 180 мин Познавательное развитие Познавательноисследовательская (0,4) (1) мин (9) (0,4) (1) (9) деятельность * Коммуникативная 6 мин 15 мин 135 8 мин 20 мин 180 мин Речевое развитие деятельность* (0,4) (1) мин (9) (0,4) (1) (9) Изобразительная 6 мин 15 мин 135 8 мин 20 мин 180 мин Художественнодеятельность* (0,4) (1) мин (9) (0,4) (1) (9) эстетическое развитие Музыкальная деятельность** Двигательная деятельность* Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений Физическое развитие 8 мин 30 мин (0,5) (2) 270 мин (18) 6 мин 15 мин 135 (0,4) (1) мин (9) 32 мин 90 мин 810 (2,1) (6) мин (54) 10 мин 40 мин 360 мин (0,5) (2) (18) 8 мин 20 мин 180 мин (0,4) (1) (9) 42 мин 120 1080 (2,1) мин (6) мин (54) 35 Максимальный объем образовательной нагрузки в непрерывной образовательной деятельности детей 150 мин 600 мин 5400ми н 200 мин 800мин 7200 мин (40) (10) (40) (360) (10) (360) УЧЕБНЫЙ ПЛАН (план непрерывной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста) основной образовательной программы дошкольного образования Образовательная область Непрерывная образовательная деятельность /виды деятельности Возрастные группы детей/ Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты и/или кол-во периодов) 6-й год жизни 7-й год жизни Н М Г Н М Г Обязательная часть Социальнокоммуникативное развитие Игровая деятельность Самообслуживание и элементарный бытовой труд Познавательное развитие Познавательноисследовательская деятельность Организуется во взаимодействии взрослого с детьми, во всех видах НОД, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. Организуется во взаимодействии взрослого с детьми, во всех видах НОД, в процессе режимных моментов и самостоятельной деятельности (культурные практики) детей. 32 140 1260 48 210 1890 мин мин мин мин мин мин (1,6) (7) (63) (1,6) (7) (63) 36 Речевое развитие Коммуникативная деятельность 32 мин (1,6) Художественноэстетическое развитие Восприятие художественной литературы, фольклора 12 мин (0,6) Конструирование/ Изобразительная деятельность 20 мин (0,5)/ 20 мин (0,5) 32 мин (1,6) Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность 40 мин (1,6) 140 мин (7) 60 мин (3) 40 мин (2)/ 40 мин (2) 140 мин (7) 175 мин (7) 1260 мин (63) 48 мин (1,6) 210 мин (7) 1890 мин (63) 18 мин (0,6) 90 мин (3) 810 мин (27) 360 мин (18)/ 360 мин (18) 1260 мин (63) 30 мин (0,5) / 30 мин (0,5) 48 мин (1,6) 60 мин(2 )/60 мин(2 ) 540 (18)/ 540 (18) 210 мин (7) 1890 мин (63) 1260 мин (63) 45 мин (1,5) 210 мин (7) 1890 мин (63) 540 мин (27) 37 Физическое развитие Двигательная деятельность 2475 мин (99) 78 мин (2,6) 8775 мин (414) 315 мин (10,5) 1380 мин (46) 12420 мин ( 414) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Познавательно8 мин 20 180 12 Познавательное исследовательская (0,4) мин мин мин развитие деятельность * (1) (9) (0,4) Коммуникативная 8 мин 20 180 12 Речевое развитие деятельность* (0,4) мин мин мин (1) (9) (0,4) 30 мин (1) 30 мин (1) 270 мин (9) 270 мин (9) Итого в обязательной части Художественноэстетическое развитие 65 мин (2,6) 233 мин (10,5) 220 мин (11) 955 мин (46) 330 мин (11) 2970 мин (99) Изобразительная деятельность* 8 мин (0,4) 20 мин (1) 180 мин (9) 12 мин (0,4) 30 мин (1) 270 мин (9) Восприятие художественной литературы, фольклора* 8 мин (0,4) 20 мин (1) 180 мин (9) 12 мин (0,4) 30 мин (1) 270 мин (9) Музыкальная деятельность** 12 мин (0,5) 50 мин (2) 450 мин (18) 15 мин (0,5) 60 мин (2) 540 мин (18) 38 8 мин (0,4) 25 мин (1) 225 мин (9) 12 мин (0,4) 30 мин (1) 270 мин (9) Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений 52 мин (2,5) 155 мин (7) 1595 мин (63) 75 мин (2,5) 210 мин (7) 1890 мин (63) Максимальный объем образовательной нагрузки в непрерывной образовательной деятельности детей 285 (13) 1110 мин (53) 10370 мин (477) 390 мин (13) 1590 мин (53) 14310 (477) Физическое развитие Двигательная деятельность* Расписание образовательной деятельности в музыкальном (физкультурном) зале МА ДОУ «Детский сад № 6» на 2021 – 2022 учебный год 39 Группа Младшая группа с 3 до 4 лет Средняя группа с 4 до 5 лет Старшая группа с 5 до 6 лет Подготовительная к школе группа с 6 до 7лет Понедельник Музыкальная деятельность 9.05-9.20 Музыкальная деятельность 9.35-9.55 Музыкальная деятельность 10.00-10.25 Музыкальная деятельность 10.30-11.00 Вторник Двигательная деятельность 9.05-9.20 Двигательная деятельность 9.35-9.55 Двигательная деятельность 10.00-10.25 Двигательная деятельность 10.30-11.00 Среда Двигательная деятельность 9.05-9.20 Двигательная деятельность 9.35-9.55 Двигательная деятельность 15.50-16.15 Четверг Музыкальная деятельность 9.05-9.20 Музыкальная деятельность 9.35-9.55 Музыкальная деятельность 10.00-10.25 Музыкальная деятельность 10.30-11.00 Пятница Двигательная деятельность 9.05-9.20 Двигательная деятельность 9.35-9.55 Двигательная деятельность 10.00-10.25 Двигательная деятельность 10.30-11.00 40 3.4. Педагогическая диагностика При реализации Программа проводится оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Цель диагностики: изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности. Структура педагогической диагностики: Первый этап - проектировочный. Определение целей и методов диагностики . Второй этап - практический. Проведение диагностики . Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации. Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов. Четвертый этап интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Пятый этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год : октябрь, апрель. Педагогическая диагностика достижений ребенканаправлена на изучении : Деятельностных умений ребенка; Интересов, предпочтений, склонностей ребенка; Личностных особенностей ребенка; Поведенческих проявлений ребенка; Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; Особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. Основные диагностические методы : 41 Наблюдение; Проблемная (диагностическая ситуация ) ; Анализ продуктов детской деятельности . Формы проведения педагогической диагностики : - Индивидуальная; - Подгрупповая Групповая. 42